Владимир Волошин о беге, работе с данными и проблемах индустрии

14.02.2022

Владимир Волошин – Управляющий партнер Newman Sport, со-основатель HACTIVE, IRONSTAR и ROSA RUN, партнер GoSup Moscow, первый Президент совета выпускников бизнес-школы «Сколково» и многократный ультрамарафонец и айронмэн. Зимой лыжник и даже фридайвер, Владимир частый гость в «Канте» на Нагорной. Он делится с нами секретами успешного сочетания всех своих активностей, признается в любви к САПам и рассказывает о проблемах российской спортивной индустрии.

Привет, Владимир. Как ваш зимний сезон, какие виды спорта в приоритете?

Традиционно зимой я много бегаю, бег никуда не уходит. Каждый рабочий день и выходные начинаются с утренней пробежки 13 км, в будни вечером после работы хожу в тренажерный зал. А на выходных беговые лыжи. Катаюсь, тренируюсь, готовлюсь к следующим стартам.

Старты летние?

Ближайшая гонка – лыжный ультрамарафон 100 километров 5 марта в Екатеринбурге, гонку делает Иван Алыпов. Я уже дважды его бегал, мне нравится – на такой дистанции ловишь свой темп и просто работаешь в нем. 50 километров надо валить на все деньги, а 100 км работаешь сам с собой, не залезая в дискомфортные зоны. В прошлом году бежали его в -27 градусов, как же плохо ехали лыжи. Зато какая силовая нагрузка! Впечатления незабываемые.

А двух лыжных тренировок в неделю хватает для такой дистанции?

Конечно, нет (смеется). Сейчас я активно развиваю новый бизнес, плюс пишу дипломную работу, заканчиваю рабочий день поздним вечером и поехать на лыжную тренировку уже не получается, только зал. А потом в 5 утра подъем, бег, работа и по новой.

А сна хватает? Как удается совмещать такой плотный график с семейным расписанием?

Получается спать 7 часов, этого вполне достаточно. С семьей договариваюсь, а выходные мы полностью проводим вместе.

Лыжные старты уже бегали в этом сезоне?

Нет, из-за особенностей графика пока не получалось, хотя уже прошло несколько хороших стартов. Просто никак не успевал. Зато на горных лыжах покатался вместе с Григорием Ариевичем в местечке Коробицыно в Ленобласти.

В «Канте» не катались в этом году?

Пока не получилось, хотели на новогодних каникулах, но там был такой аншлаг, что решили отложить затею.

Какие у вас планы на лето в плане участия в соревнованиях?

В этом году я снова хочу соблюдать здравый баланс в видах спорта и дисциплинах. Бег: 3-4 марафона и, может, 6-7 полумарафонов. Далее полужелезный «айронмэн» в России, восхождение на Эльбрус 22-31 июля и участие в Кубке мира по САП-серфингу в Москве.

САПы приобрели невероятную популярность за последние лет и вы сразу подхватили тренд. Расскажите, пожалуйста, про ваше новое увлечение.

Он в России давно, но популярность обрел с началом пандемии и благодаря двум теплым летним сезонам. Я полюбил его за то, что он по физической нагрузке схож с лыжными гонками, особенно если вы ходите классикой или даблполингом (одновременным бесшажным ходом - прим.). Здесь та же самая техника, движения: работают те же группы мышц, кор, спина, ноги и баланс! Я начал участвовать в паре соревнований за сезон, в общем, влился в процесс.

А как выглядит гонка на САПах?

Да почти как лыжный марафон: берешь с собой кэмелбэки и питание, надеваешь пульсометр и уходишь к анаэробному пределу. На воде очень большая нагрузка: постоянно нужно держать баланс, бороться с течением, ветром, волной. Факторов, которые влияют на скорость движения достаточно много.

Какие еще виды спорта выросли по популярности за пандемию?

Все, что связано с водой, если говорить про лето. Но на первом месте ходьба. Просто ходьба. Люди ломанулись на природу, в парки, просто стали ходить по городу. Кто-то не готов пока бежать, но в целом спрос на общедоступные виды спорта возрос сильнее всего. Бег это уже следующая стадия после ходьбы, когда разобрался с экипировкой и базовыми принципами физнагрузки.

Посмотрите, что происходит с треккингом, восхождениями, пешим туризмом. В России просто на каждый горе очереди, нет свободных мест! Очень много людей начали открывать для себя страну: Алтай, Карелия, Урал, Кавказ.

А я лично в прошлом году открыл для себя фридайвинг, но в теплых морях делать это скучно, поэтому я нырял в Северном Ледовитом океане. И в апреле снова поеду в Териберку нырять на глубину без акваланга.

Для всех ваших увлечений нужно очень много экипировки. Часто бываете в «Канте»?

В магазине бываю каждые две недели: снимаем бего-лыжный новостной дайджест, покупаю вещи для семьи, для друзей, даю советы, что выбрать. Недавно спрашивали про спортивные часы, я отправил в «Кант», где есть и Garmin, и Suunto, топовые бренды для мультиспорта и аутдора, их на месте можно примерить, посмотреть. И вся остальная экипировка для почти любых видов спорта, связанных с аутдором, здесь есть. Люди понимают ценность времени, поэтому «Кант» на Нагорной решает массу логистических вопросов – вы просто можете купить все в одном месте, не разъезжая по городу.

Но при этом ритейл уходит в онлайн.

Я помню, как в мае 2020 года спортивный ритейл переживал прирост покупок в онлайне на тысячи процентов. Проценты позже снизились, но тренд сохранился, людям удобно так покупать.

А что с триатлоном происходит в России?

Количество организаторов стартов и игроков на рынке сократилось, не все смогли или захотели адаптироваться и переносить старты. Наши соревнования состоялись, надеюсь, 2022 будет стабильнее, и появятся нормальные понятные правила проведения для организаторов, чтобы все смогли поставить старты в календарь и не быть подверженным риску отмены стартов.

А у людей интерес сохраняется в связи с переносами и отменами?

Да, за два года приток новичков в триатлоне стал заметно меньше, в 2019 году он был пиковым за последние годы, сейчас снизился. Зато кратно выросло количество корпоративных команд и их участников. Многие смотрят на любительские виды спорта не только как на способ выплеснуть энергию и добиться поставленных целей, но это еще и как на системные тренировки, для кого-то реабилитация, возможность попасть в команду, корпоративную или частную. Тренд с запросом положительный, но негативный момент в виде отмены стартов не раскрывает потенциал популярности.

Если мы говорим про спортивную индустрию в России, какие интересные проекты есть, за чем можно следить?

Хороший вопрос, мне кажется, каких-то новых суперформатов у нас не появилось, потому что не было для того импульса и развития. Трейлы или экстремальные триатлоны добавляют определенного интереса. Например, в том году появилась серия экстрим-триатлона Xtri на Алтае, мы заметили, что, например «ЭльтонУльтра» начал трансформироваться в высокотехнологичные соревнования в офлайне и онлайне. Еще любительский биатлон довольно быстро и активно растет, много участников в хорошую зимнюю погоду.

Из спортивных стартапов, в которые мы верим – Игры Будущего: кибатлетика, дрон-рейсинг, киберспорт и другие.

Несмотря на это, мой основной фокус и интерес сейчас – это сервис по работе с аналитикой потребительских данных в спорте, здоровье и медицине.

Как у нас вообще спорт уживается с диджитализацией и цифрами?

Есть очень много точек для развития в этом направлении, но сначала произойдет созревание руководителей, которые поймут, что это направление увеличивает выручку и прибыль, а затем станет, скажем так, неделимой частью бизнеса – профит-центром, а не центром расходов.

Если мы сегодня говорим про работу с данными и аналитику в спорте, то для многих это темный лес. Моя же задача работать с теми, кто уже понимает ценность этого направления и готов работать. Обучать людей в этом направлении пока сложно.

То есть ниш для бизнеса и проектов в российском спорте много?

Буквально сейчас завершился прием заявок конкурса «Ты в игре», и видно, что очень много заявок пришло в категории начальных стартапов в сфере организации мероприятий, очень много региональных событий.

В Москве эти ниши заняты, но есть нехватка инфраструктуры. Например, я хочу запустить школу плавания, потому что многие хотят плавать. Но как это сделать, если все дорожки во всех бассейнах уже расписаны и все хорошее время выкуплено?

Мне кажется, у нас крайне мало действительно интересных и амбициозных технологических стартапов. А если они есть, то очень русифицированы, и никто не испытывает экспортных амбиций делать проекты, которые стали бы популярны глобально.

Второе. У нас не видят и не чувствуют мега тренд на женский спорт и женское здоровье. Не видят потенциала этой аудитории, а он гигантский. Поэтому женщины все чаще и больше пользуются сервисами проектов, которые созданы за рубежом и уже доступны на русском языке.

Третье. Я думаю, большой неиспользованный тренд – это производство функциональных интерьерных решения для спорта. Например, умные зеркала со встроенными фитнес-тренерами, мини-зеркала с AI системами, которые определяют здоровье кожи лица, умные кровати и подушки, велотренажеры и так далее. А фитнес уже давно пришел домой. Все, кто хочет что-то подобное видеть в своем доме, опять же покупает зарубежные решения.

Но при этом потенциал огромный, на российском рынке многие начинают пробовать что-то новое.