Готовы сразу перейти к покупкам?
Многим фанатам фрирайда не хватает зимы, чтобы накататься и успокоиться до следующего сезона. Малоснежные зимы или работа без отпуска могут испортить катальные планы, и тогда остаётся надеяться только на весну. Хорошая новость в том, что на большинстве лыжных курортов страны сезон длится до середины весны, а где-то и до мая. Более того, кое-где в марте даже больше снега, чем в высокий сезон. Рассказываем, где весной можно поймать самый сочный фрирайд!
Содержание
Курорты Красной Поляны влекут фрирайдеров на протяжении всего сезона, а первые снегопады здесь могут пройти уже в ноябре. Если сравнивать с другими горнолыжными локациями, регион считается одним из первых по среднегодовому количеству осадков. Здесь выпадает около 2000 мм осадков в год, но есть нюанс — это не всегда снег. Климат субтропический, а циклоны с осадками приходят с юга, так что дожди возможны на любой высоте.
Сильных морозов и ветров здесь почти не бывает, а в марте среднесуточная температура стремится к плюсовой. Поэтому снег выпадает просто волшебный — мягкий, практически невесомый, по нему как будто летишь, а не едешь. Но он быстро слёживается, поэтому ловить такой пухляк нужно сразу. Уже на следующий день он может превратиться в обычную целину, что тоже неплохо для фрирайда, но уже без того самого волшебства.
Самые снежные месяцы — январь и февраль. В марте и апреле снегопады уже не так часты, поэтому всё больше райдеров стремятся за пределы трасс в поисках нетронутого снега. Всем трём курортам Красной Поляны есть что предложить фрирайдерам любого уровня: новички могут попробовать свои силы на пухляке рядом с трассами или под канатками, опытные — исследовать районы цирков хребта Аибга.
Тем, кто только осваивает фрирайд, регион даёт уникальную возможность обкатать самый разнообразный рельеф, но при этом:
Внетрассовое катание на курортах Красной Поляны подчиняется своим законам. Важно знать относительно безопасные зоны и маршруты: пропустив нужный поворот, можно уехать в густой лес, на обрывы и скальные сбросы, к ручьям и водопадам.
Не устанем повторять, что знание местности не отменяет правила: иметь при себе полный комплект лавинного снаряжения, не катать в одиночку и пользоваться услугами гидов. А ещё с первым потеплением здесь замечены медведи, так что будьте готовы в случае чего пошуметь.
Средняя дневная температура на курортах Красной Поляны в марте составляет +5 °C, ночью — около +1 °C. Это не влияет на состояние снежного покрова: кататься можно и на трассах, и вне их. За месяц выпадает около 135 мм осадков.
В апреле, когда к подножию гор приходит весна, на склонах ещё лежит снег, но уже не очень устойчивый. В первой половине месяца ещё можно рассчитывать погонять вне трасс, а дальше как повезёт. Днём температура доходит до +11 °C, ночью — около +3 °C. Осадков в апреле выпадает примерно 110 мм.
Большинство фрирайд-маршрутов можно проходить буквально с подъёмника: канатки проложены в некоторых местах до самых вершин хребта. После официального закрытия сезона на курортах вне трасс ещё можно найти приличный снег, если вы готовы идти в ски-тур.
Всего в Красной Поляне девять официальных трасс для фрирайда: шесть — в Восточном секторе и три — в Центральном, все они «чёрного» уровня сложности:
Нижняя точка маршрутов Красной Поляны — 960 м, верхняя — 2300 м, перепад составляет 1340 м. Всю катальную зону обслуживают 12 подъёмников: 6 кресельных, 3 бугельных, 3 гондольных. В Цирке-3 строятся новые подъёмники, выше нынешней максимальной отметки, так что скоро можно будет забраться выше 2300 м.
Цены на подъёмниках варьируются в зависимости от загрузки. Например, март ещё считается высоким сезоном, а в праздничные дни количество желающих достигает пика. В 2024 году дневной ски-пасс в высокий сезон стоит 3600 рублей, в пиковые периоды, длящиеся до 10 марта, — 4600 рублей. В апреле начинает дешеветь и жильё на курортах, и работа подъёмников: ски-пасс на 1 день стоит 3300 рублей.
Отели, рестораны, парковки и всё остальное, связанное с проживанием на курортах, сосредоточено на нижних станциях канаток «Поляна 540» и «Поляна 960». Там же находятся кассы и точки проката снаряжения.
Инструкторские службы и травмпункты есть на нижних станциях (отметка 540 м), на втором уровне канаток (960 м) и наверху на отметке 2200 м.
Телефон спасательной службы указан на ски-пассе и на информационных стендах по всей территории курорта. Кроме того, в стоимость ски-пасса включена страховка, покрывающая спуск пострадавшего к карете скорой помощи и транспортировку в больницу. Подтверждением наличия страховки служит ски-пасс, так что его нужно хранить до истечения срока действия.
На курортах Красной Поляны работают противолавинные службы. Они отслеживают обстановку, анализируют прогнозы погоды, оценивают и минимизируют лавинную опасность после снегопадов. Работы занимают какое-то время, и к открытию склонов свежий снег уже может слежаться.
Прямые авиарейсы в аэропорт Сочи из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга летают каждый день. Если везёте своё снаряжение, уточните заранее, входит ли это в стоимость билета.
Из аэропорта до Красной Поляны примерно час пути. Можно воспользоваться:
Из Москвы до Адлера идёт несколько поездов, из Санкт-Петербурга — один, но двухэтажный. Обратите внимание, что билет нужно брать не до Сочи, а до Адлера — это ближайшая к дороге на курорты станция. С вокзала в Красную Поляну отправляются те же маршруты: автобусы № 105, 105С, 105Э и «Ласточка». Никто не отменял и таксистов, но лучше вызвать машину через службу, чем доверяться привокзальным зазывалам.
На собственном автомобиле нужно ехать по трассе М4 «Дон» до посёлка Джубга, затем через Сочи до Адлера. В районе аэропорта трасса повернёт в горы — это и будет прямая дорога в посёлок Красная Поляна. Будьте готовы к серпантину после Джубги — время в дороге может оказаться больше ожидаемого. На машине можно добраться и до станций подъёмников, но помните, что автостоянки на отметках 540 и 960 м платные.
Шерегеш — это длинный сезон, пушистый снег и много доступных фрирайд-спотов. Зона курорта охватывает четыре горы: Утую, Зелёную, Курган и Мустаг. Максимальная высота — 1570 м. Сибирский курорт начинает засыпать снегом уже в начале ноября, а к концу месяца все трассы и внетрассовые локации стабильно готовы к приёму гостей. Поскольку оттепелей среди зимы здесь не бывает, снег долго остаётся мягким и рассыпчатым и не слёживается. Ближе к вершинам снег может выдуваться или, наоборот, уплотняться ветром.
Начало весны на сибирском курорте считается вторым пиковым периодом после новогодних каникул. В марте здесь немного теплеет, световой день становится длиннее, но снег ещё идёт довольно часто и хорошего качества. В удачные годы можно катать до мая.
В среднем снегопадов можно ждать каждую неделю, но бывают и исключения: две-три недели без свежего снега или мощный циклон, засыпающий за ночь по пояс. В первом случае придётся забираться подальше в поисках целины, во втором — ждать стабилизации погоды и открытия подъёмников.
Горы здесь относительно пологие, если сравнивать с Приэльбрусьем или Красной Поляной, поэтому прямой лавинной опасности в зоне катания нет. Однако вне трасс подстерегают неочевидные опасности рельефа:
Климат Кемеровской области резко континентальный. Это означает, что зимы здесь холодные, уже в начале декабря можно застать морозы до -30 °C. Но показатели иногда сильно разнятся по высотам: даже когда внизу -20 °С, у верхних станций подъёмников вполне может быть градусов на 7–10 теплее.
В марте начинаются солнечные дни, световой день растёт и наступает относительное тепло: средняя температура днём — около -8 °C, ночью — до -13 °C, почти нет сильных ветров. Среднемесячное количество осадков — 55 мм.
В апреле дневная температура уже достигает плюсовых значений +6…+8 °С, а ночная держится ниже нуля: -1…-5 °С. Качество снега вне трасс это не затрагивает. Количество осадков — 66 мм, но вместо снега уже может быть дождь.
Майское катание — это лотерея: температура устойчиво весенняя, в среднем +13 °C днём и +2 °C ночью. Осадков выпадает 113 мм, более вероятен дождь, но ближе к вершинам может лежать снег. В мае лучше ехать под конкретный прогноз погоды либо быть готовым позагорать вместо фрирайда.
Не забывайте о влаго- и ветрозащитной экипировке. Мембранная куртка одинаково полезна и в дождь, и в снег.
Большинство фрирайдных маршрутов проходит рядом с трассами или в просеках канаток. Соответственно, все они доступны с подъёмников, но из-за этого быстро выкатываются.
Популярные маршруты Шерегеша:
Зоны фрирайда не ограничиваются подъёмниками: склоны Мустага и Кургана предлагают интересные и разнообразные спуски из удалённых от курорта точек. Добраться туда можно на ратраках или снегоходах, но и ски-тур никто не отменял.
Например, Северный Мустаг — несколько разнонаправленных склонов с разнообразным рельефом: есть и курумник, и широкие пологие поля, и негустой лес, и участки с уклоном до 30°. Из-за удалённости от курорта здесь можно найти нетронутый снег, даже если снегопадов не было несколько недель.
Популярная услуга в Шерегеше — заброска на ратраках и фрирайд в сопровождении гида. Хороший вариант объехать труднодоступные склоны гор Утуя, Мустаг и Курган, успев сделать несколько спусков за день.
Четыре сектора курорта обслуживают 19 подъёмников. Они принадлежат разным собственникам. Раньше это создавало определённые неудобства, но сейчас ввели единый ски-пасс. В сезоне-2023/2024 стоимость дневного ски-пасса — 3200 рублей. Отдельный ски-пасс для вечернего катания с 16:45 до 21:45 стоит 1500 рублей. Можно также купить ски-пассы на разовые подъёмы или на 2, 3, 4 дня.
Большинство инфраструктурных объектов курорта сосредоточено в секторах А и В, поскольку здесь самые востребованные трассы и подъёмники. Всего на курорте около двадцати пунктов проката, так что можно не везти с собой снаряжение, а взять его в прокате. Ассортимент прокатов разнообразен: есть снаряжение для новичков, для трассового катания или для фрирайда. Прокаты предлагают не только лыжи, палки, борды, можно взять шлемы, маски, защиту и даже костюмы с перчатками.
Для проживания в Шерегеше можно выбрать квартиру, гостиницу или хостел в посёлке — это дешевле даже с учётом трансфера до подъёмников. Средняя стоимость — от 3500 до 5500 рублей в сутки. Трансфер предлагают практически все объекты размещения, а где-то он даже входит в цену проживания.
Те, кто не хочет тратить время на переезды, селятся в отелях у подножия горы. Цены на проживание выше, но зато больше шансов оставить первый след на пухляке. А некоторые гостиницы включают в стоимость номеров и ски-пасс на одну из канаток. Цена суточного проживания начинается от 16 000 рублей.
Завтракать можно в столовых и кафе при гостиницах или готовить самостоятельно, если есть такая возможность. На горе дороже, но удобнее. Большинство точек общепита в катальной зоне расположены в секторе А. Там более десяти кафе и баров. Есть также несколько кафе и ресторан на вершине горы Зелёной, у верхних станций канаток. В секторе В предложений меньше, но тоже голодными не останетесь. Средний чек в кафе — 600–700 рублей, в ресторане — от 1500 рублей.
Спасательные станции находятся на вершине горы Зелёной и в секторе В, в начале канатки «Мустаг». Работают без выходных, с 08:30 до 18:00. Номера экстренного вызова: *5112 или +7 (903) 985-99-48.
Шерегеш удалён от цивилизации: 370 км от Кемерова, 165 км от Новокузнецка, 500 км от Новосибирска. Аэропорт около курорта сейчас на стадии проекта. Из Москвы или Санкт-Петербурга удобнее всего прилететь в Новокузнецк, а оттуда взять такси или заранее заказать трансфер. Бывает, что билеты в Горно-Алтайск дешевле, но дорога оттуда до курорта сложнее.
Из Новокузнецка ходит автобус в Таштагол с заездом в Шерегеш, но это всего два рейса в день, в 06:40 и в 12:00. Из Кемерова рейсы отправляются только до Таштагола, оттуда до Шерегеша ещё 25 км на такси. Есть частные автобусные трансферы из этих городов с отправлением в пятницу и возвращением в воскресенье.
В сезон Единая транспортная дирекция организует общие билеты, по которым можно приехать на поезде или прилететь в Новокузнецк, где будет ждать специальный автобус до Шерегеша. Оформить такие билеты можно через РЖД или «Аэрофлот».
Суровый северный регион предлагает фрирайдерам внетрассовое катание на любой из пяти гор, окружающих город Кировск. Они относятся к горному массиву Хибины — это древние горы на Кольском полуострове. Высшая точка гор, окружающих город, — 143 м.
Зимы в Хибинах с устойчивыми морозами, в декабре солнце почти не поднимается из-за горизонта, а с 14 декабря по 4 января стоит полярная ночь. Снегопады не очень обильные, основную работу делает ветер, образуя метели и сдувая снег с вершин и плато в кулуары. Из-за этого снег в Хибинах нельзя назвать мягким: от ветра он постоянно уплотняется.
На март приходится второй пик популярности локации: сильные морозы заканчиваются, световой день удлиняется. Весной здесь катают вплоть до майских праздников, а если повезёт, то и после них. После полярной ночи наступает полярный день, и кататься можно допоздна.
Мартовская погода в Кировске ещё зимняя: дневная температура составляет около -7 °С, ночная — до -10 °С. Количество осадков — 100 мм, около девяти снежных дней в месяце. Апрель немного теплее: около -3 °С днём и -5 °С ночью. Можно ожидать 117 мм осадков за месяц при тех же девяти снежных днях.
В мае теплеет до плюсовых значений: средняя дневная температура поднимается до +4 °С, ночная — до +1 °С. Но в первой декаде месяца можно смело рассчитывать на стабильный снежный покров с обновлением в виде 102 мм осадков.
Трассы хибинских курортов пролегают недалеко от подъёмников, чтобы забраться повыше. Трассовое катание здесь не очень комфортное, особенно для новичков: снег жёсткий, часто с ледяной коркой. Курорт с современной инфраструктурой в Кировске только один. Остальные склоны — раздолье для фрирайдеров и скитурщиков.
Официально катание вне трасс курортов запрещено, в том числе из-за лавинной опасности. Неспроста именно здесь ещё в 1936 году была организована первая в Советском Союзе служба противолавинной защиты. Хоть горы и невысокие, из-за ветра образуются серьёзные перемёты, грозящие лавинами.
Ещё одна опасность — дезориентация в пространстве. Даже если вы внизу присмотрели себе кулуар для спуска, ещё раз осмотрели его сверху, в налетевшей метели или севшем на гору облаке заблудиться легче, чем кажется. Особенно опасно это на плато, по краям которого карнизы и обрывы. Так что держите в запасе более спокойные маршруты спуска.
Курорт «Большой Вудъявр» расположен на горе Айкуайвенчорр, склоны которой выходят прямо в город, и до подъёмников можно дойти буквально пешком. Перепад высот на трассах — от 102 до 547 м. С гребня горы можно выбрать фрирайд-маршрут под желаемый уровень сложности. На «городском», юго-западном склоне между трассами можно потренироваться новичкам, а северная сторона богата рельефом разной сложности: уклон на разных участках — от 30 до 45°, перепады высоты — до 400 м.
На гору Кукисвумчорр ведёт бугельный подъёмник одноимённого курорта. Его верхняя станция находится прямо на вершине, так что стартовать можно в любую сторону, выбрав спуск под свой уровень мастерства.
На остальных трёх горах, окружающих город, — Вудъяврчорр, Тахтарвумчорр и Юкспор — нет курортов и подъёмников, зато есть интересный рельеф, удобный для ски-тура, и много нетронутого снега. Маршруты хорошо просматриваются, так что спланировать вылазку можно прямо из города, а по времени уложиться в световой день.
На «Большом Вудъявре» работают 9 подъёмников: кресельный, гондольно-кресельный, 2 ленточных и 5 бугельных. Очередей почти не бывает за счёт высокой пропускной способности. Стоимость дневного ски-пасса — 1050 рублей. Есть возможность приобрести сезонный абонемент.
На курорте «Кукисвумчорр» (25-й километр) три очереди бугельного подъёмника. Ски-пасс на день в 2024 году стоит 1700 рублей, есть также абонементы на определённое количество подъёмов.
На «Большом Вудъявре» два пункта проката: на северном и южном склонах. На «25-м километре» пункт проката расположен в здании администрации курорта. Здесь можно взять не только горнолыжный комплект, но и лавинное снаряжение.
Для проживания можно рассмотреть гостиницы или предложения частного сектора в Кировске. Курорт «25-й километр» предлагает отель и хостел у подножия горы Кукисвумчорр, но территориально всё это находится в городе. Здесь хорошо развит общественный транспорт, поэтому, даже если ваше жильё не прямо под горой, добраться до склона можно быстро и недорого.
На самолёте из Москвы и Санкт-Петербурга можно прилететь в Мурманск или Апатиты. Останется доехать до Кировска на маршрутке № 130, которая идёт прямо из аэропорта, или на такси.
Ближайшая к Кировску железнодорожная станция — Апатиты. Сюда идут поезда из Москвы и Санкт-Петербурга, а также останавливаются следующие до Мурманска. Автобусы до Кировска идут с «Площади Геологов», остановочного пункта в 2,5 км от вокзала. А такси можно взять практически «с поезда».
На собственном автомобиле можно добраться по трассам М-8 через Ярославль и Вологду или М-11 через Тверь, Великий Новгород и далее по Р-21 через Петрозаводск. В обоих вариантах придётся проехать около 1800 км, но трасса М-11 более оживлённая, а о М-8 отзываются как о глухой и безлюдной.
Эти два кавказских курорта похожи по погодным и катальным условиям, поскольку находятся примерно на одной высоте. Нижние точки подъёмников — на отметке около 1600 м, вершины хребтов — чуть выше 3000 м. К тому же Домбай и Архыз в двух-трёх часах езды друг от друга, так что многие пользуются возможностью разнообразить впечатления и посетить две локации за один отпуск.
Лыжные комплексы открываются в декабре, но на участках, где склоны покрыты лесами, устойчивый снежный покров вне трасс формируется позже. Лучший снег выпадает в феврале и марте. В апреле теплеет, и внизу снег начинает подтаивать, но в горах он лишь немного уплотняется, так что примерно до середины месяца можно катать.
Фрирайд официально не разрешён, но жёстких запретов тоже нет, найти гида для первых спусков или ски-турных маршрутов за пределы зоны подъёмников не проблема. Лавинная опасность возрастает после сильных снегопадов, но здесь практикуют противолавинную обработку склонов с принудительным спуском снежной массы.
Климат Карачаево-Черкесии, где расположены оба курорта, умеренно континентальный, зимы тёплые, много солнечных дней. Снега за зиму выпадает от 50 см до 2 м.
Средняя дневная температура на Домбае в марте составляет +2,1 °С, но скачки в обе стороны способны удивить: в отдельные дни может потеплеть до +9 °С или, наоборот, внезапно ударяет мороз. Ночная температура — в среднем -6,1 °С. Приблизительное количество осадков — 146,4 мм, поскольку по статистике более половины дней пасмурные.
В Архызе в марте немного теплее: днём в среднем +6 °С, ночью -4,3 °С. Здесь больше солнца, потому осадков ожидается меньше — 63,5 мм.
Апрель приносит на Кавказ весну, так что для фрирайда лучше рассматривать высокогорные зоны обоих курортов. На Домбае среднее значение дневных температур поднимается до +9 °С, ночных — до -3 °С. Ожидается около 112 мм осадков. В Архызе днём в среднем +13 °С, ночью около нуля. Осадков — 83 мм.
Вся катальная зона Домбая лежит на склонах горы Мусса-Ачитара. Начинающие фрирайдеры могут попробовать свои силы вдоль подготовленных трасс и под канатными дорогами. Опытным можно подниматься на пятой канатной дороге на самый верх, где большой выбор вариантов спуска под разный уровень навыков.
Гиды предлагают маршруты, в том числе ски-турные, с хребта Мусса-Ачитара: по северному склону в ущелье Гоначхир или по южному на Русскую поляну в ущелье Домбай-Ульген.
В Архызе есть две «чёрные» трассы, по одной на южном и на северном склонах. Для фрирайда без лишних рисков можно рассмотреть зону около «зелёной» трассы на северном склоне, короткую просеку у трассы № 3 в этом же районе и склон под канаткой «Северное сияние», а также участки на южном склоне между трассами, ведущими к посёлку Романтик.
В сопровождении гидов можно подняться на хребет и пройти выбранный маршрут. Южный склон более пологий и не так густо покрыт лесом, здесь приятнее скитурить. Северная сторона круче, рельеф сложнее, на начальные точки маршрутов можно подниматься на канатке или идти ски-туром. Ещё вариант — фрирайд в ущелье Пхия недалеко от курорта. Здесь много интересных локаций, но нужна заброска на автомобиле до перевала, пешком будет долго.
На Домбае несколько систем подъёмников, причём некоторые из них вспомогательные, только чтобы добраться до зоны катания выше леса. Работает пять очередей «старых» кресельных дорог, самая высокая станция расположена на 3002 м. В 2000-х годах построена новая гондольно-кресельная канатка, третья очередь которой поднимает на высшую точку курорта — 3170 м.
Единого ски-пасса на все канатки нет: старая система подъёмников работает независимо от новой. Дневной ски-пасс на новую гондольно-кресельную дорогу стоит 2600 рублей, есть варианты на 2, 3, 4 и 5 дней. Можно также отдельно приобрести билеты на первую, вторую или третью очередь. Дневной ски-пасс на все старые подъёмники стоит 2000 рублей.
Два склона Архыза обслуживают 7 канатных дорог: 3 гондольные и 4 кресельные. На самую верхнюю станцию северного склона (2840 м) ведёт канатка «Аполлон». На южном можно забраться на 2240 м на подъёмнике «Лунная поляна». Дневной ски-пасс до 10 марта стоит 2650 рублей, после — 2100 рублей. Дневное плюс вечернее катание на 1 день обходится в 4200 рублей. Есть также варианты ски-пассов на полдня, отдельно на вечернее катание, на 2, 3 и 5 дней.
На Домбае более десяти точек проката снаряжения: в посёлке и на склонах, при отелях и около станций канатки. Можно взять полный комплект от лыж и ботинок до перчаток и раций. В посёлке есть аптеки, медпункт, отделение Сбербанка, магазины только частные, сетевых нет.
Все варианты жилья в посёлке Домбай находятся рядом с нижними станциями подъёмников, выбор большой, цены демократичные: от 2500 рублей в трёхзвёздочной гостинице и от 1000 рублей в хостеле или гестхаусе. Большинство заведений общепита ориентированы на кавказскую кухню, но есть рестораны с русскими блюдами и даже пиццерии. Средний чек обеда — от 400 рублей.
В Архызе пункты проката есть в самом посёлке и на поляне Романтик, у нижних станций канаток. Выбор снаряжения большой, можно подобрать под любые задачи. Масса вариантов жилья в посёлке Архыз, по дороге от него до курорта и в посёлках Романтик и Лунная Поляна. Разброс цен большой, от трёхзвёздочных гостиниц в Архызе по 2000 рублей до отелей в Романтике по 60 000 рублей.
Ближайший к обоим курортам аэропорт — Минеральные Воды. Регулярным прямым рейсом сюда можно прилететь из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Волгограда, Ростова-на-Дону, Сочи. Ближайшая железнодорожная станция — Черкесск.
Чтобы попасть в Домбай, из аэропорта можно добраться на автобусе до Черкесска, откуда есть автобусный рейс в посёлок. В Архызе можно доехать прямо до поляны Романтик ежедневными рейсами из Пятигорска (через Минеральные Воды), Кисловодска (через Ессентуки), Ставрополя и Черкесска.
На автомобиле на Кавказ можно добраться по трассе М-4 до Ростова-на-Дону, затем по Е-50 до Черкесска, откуда идут дороги до обоих курортов. Дорога на Черкесск из Минеральных Вод идёт через станицу Суворовскую.
Эльбрус и Чегет — старейшие горнолыжные курорты страны. И если на Эльбрусе есть условия для райдеров любого уровня, то Чегет — олицетворение фрирайда. Его крутые склоны, местами покрытые лесом, манят экстремалов уже более полувека. А ещё здесь потрясающие виды: с Эльбруса открывается весь Кавказский хребет, а с Чегета — панорама Эльбруса во всей красе.
Длинный сезон в Приэльбрусье обусловлен расположением курортов: нижние станции канаток и ближайшее к ним село Терскол лежат выше 2000 м, а катальные зоны простираются до 3800 м. Стабильный снег здесь начинается в ноябре, а весной лежит до мая: даже если внизу начинает подтаивать и слёживаться, выше 3000 м остаётся в хорошем состоянии. На верхних трассах можно катать до июня, а значит, и фрирайдерам, забирающимся максимально высоко, будет где разгуляться.
Из-за высоты и большого количества снега лавинная опасность в Приэльбрусье высокая, но ситуацию в горах постоянно отслеживают военизированные противолавинные отряды и при необходимости обрушивают опасные участки принудительно. На территории курортов есть свои лавинные службы, но они в основном следят за трассами.
Климат Кавказа умеренно континентальный, формируемый влиянием Чёрного и Каспийского морей. Из-за тёплых ветров сильных морозов практически не бывает. Конечно, многое зависит от высоты: долины, где расположены посёлки, защищены от холода и сильных ветров горами, а с подъёмом к вершинам температура заметно понижается. Однако в солнечный день даже при минусовой температуре может быть относительно тепло.
Архив погоды гласит, что в марте средняя дневная температура в регионе (внизу, на 2000+ м, где расположены посёлки) уже поднимается выше нуля — около +2,2 °С, ночная составляет -3 °С. Осадков выпадает примерно 80 мм, ждать снегопадов можно примерно четыре раза за месяц. Апрель радует теплом даже при небольшом количестве солнечных дней. Средний дневной показатель составляет +8,6 °С, ночной тоже выше нуля: +2,1 °С. Количество осадков в месяц — 77 мм.
В мае солнечных дней становится больше, температура растёт: днём в среднем +13 °С, ночью +6 °С. Осадков — 67,4 мм, нового снега уже можно не ждать. Самый лучший снег для весеннего фрирайда и ски-тура, конечно, в марте, но и в первой половине апреля на высотах более 3000 м всё ещё полноценная зима.
На Эльбрусе не запрещается катать с подъёмников за пределами трасс, эти участки для фрирайда входят в сферу ответственности курорта. Маршруты непростые и богатые на непредсказуемые элементы рельефа, поэтому местный гид и полный комплект лавинного снаряжения — маст-хэв.
Зоны за пределами курорта официально запрещены для катания, гиды курорта туда не поведут. Однако есть множество предложений частных гидов и компаний, с которыми можно пройти маршруты разной сложности со спусками в ущелья, имея соответствующий уровень подготовки.
Трассы Чегета не обрабатываются ратраком, не размечены и не ограждены, все спуски сложные, проходят прямо по хребту, частично под опорами подъёмников. Южный склон горы более пологий, но есть резкие перепады высот. Северный круче и сложнее, с обрывами и лесистыми участками, да и лавинная опасность здесь выше.
Абсолютно нетронутый пухляк ждёт опытных фрирайдеров ближе к вершине, в северном и южном цирках Чегета. Лыжникам здесь будет проще: некоторые равнинные участки придётся преодолевать пешком. Это же можно сделать на сплитборде. Сноубордисты могут выбрать маршруты со стабильным уклоном — трасса «Доллар» на северном склоне или спуск на юг, к ручью.
На Эльбрусе работает несколько канатных дорог. С поляны Азау (нижняя станция, 2350 м) на станцию «Кругозор» (3000 м) идёт восьмиместная гондольная канатная дорога и старая маятниковая. Вторая очередь этих же дорог поднимет вас ещё на 500 м на станцию «Мир». Отсюда на кресельном подъёмнике попадаем на самую высокую станцию канатки в России «Гара-Баши» (3870 м). А чтобы не останавливаться на достигнутом и забраться в поисках пухляка ещё выше, можно договориться о подъёме на ратраках к «Приюту 11» (4100 м).
Дневной ски-пасс стоит 2470 рублей, есть варианты на любую длительность от 2 до 10 дней, а также отдельно на дневное и вечернее катание. Сезонный ски-пасс стоит 50 000 рублей и работает без ограничений, включая пиковые периоды.
Чегетская канатка тоже из «самых-самых» — здесь в 1963 году был открыт первый кресельный подъёмник в стране. Сейчас на Чегете работают две очереди канатно-кресельной дороги, обе открытого типа. С поляны Чегет можно подняться до станции «Чегет-2» (2750 м), вторая очередь поднимет на «Чегет-3» (3000 м). Есть также один бугельный подъёмник около небольшой учебной трассы на высоте 3070 м.
Ски-пассов как таковых на Чегете нет, продаются бумажные билеты сроком на 1 день стоимость 1700 рублей.
Основная масса инфраструктурных объектов на обоих курортах сосредоточена в районе нижних станций канаток на полянах Чегет и Азау. При гостиницах есть кафе и рестораны, пункты проката снаряжения, сауны. Кроме того, пообедать можно и на станциях канаток — например, на «Чегете-2» это легендарное кафе «Ай», а на «Гара-Баши» одноимённое кафе с незабываемыми видами на Кавказский хребет.
Можно жить в ближайших посёлках — Терсколе, Итколе, Эльбрусе, Байдаево. Кроме гостиниц, здесь много предложений в частном секторе. Это дешевле, плюс многие владельцы гостевых домов и отелей предлагают трансфер до подъёмников. В Терсколе есть аптеки, магазины, сувенирный рынок, банкомат Сбербанка, травмпункт.
Стоимость жилья в Терсколе начинается от 4000–4500 рублей за сутки, на Чегетской поляне тоже можно найти недорогие предложения за 5000–6000 рублей, на Азау самые скромные варианты стоят около 7000 рублей.
На обоих курортах работают спасательные службы, их телефоны есть на ски-пассах и на информационных стендах около канаток. Ближайшие травмпункты находятся в сёлах Терскол и Эльбрус.
Ближайшие аэропорты — это Минеральные Воды и Нальчик, но в первый летает больше регулярных рейсов из крупных городов России. Прямо из аэропорта Минеральные Воды идёт автобус до поляны Азау, проходящий через все близлежащие сёла. Можно воспользоваться сервисом единого билета и оформить перелёт и трансфер сразу.
Схема единого билета работает и с поездами, достаточно выбрать при оформлении билета конечный пункт «Азау». Железнодорожный билет можно брать до Пятигорска, Минеральных Вод или Нальчика, затем пересесть на маршрутное такси до нужного села Приэльбрусья.
На собственном автомобиле из центральной части России удобнее всего ехать по М-4 до Ростова-на-Дону, затем по Е-50 до города Баксана, где свернуть на А-158. Она и приведёт в нужную точку.
В крае вулканов много локаций для настоящего фрирайда без намёка на трассы, подъёмники и ратраки. Конечно, цивилизованные курорты здесь тоже есть, но тру-фрирайдеров ждут склоны вулканов и сопок с интересным рельефом: широкие поля, разнообразные кулуары, скалы и даже ледники.
Устойчивый снег здесь ложится уже в середине декабря, но поистине бархатный сезон начинается в марте. В этот период приходят тихоокеанские циклоны, несущие с собой снегопады. Правда, в это же время повышается и лавинная опасность из-за большого количества снега. При этом сильных морозов нет, кататься комфортно, есть споты для первых шагов во фрирайде и для экстремального катания. Лес на сопках и вулканах если и есть, то негустой, без подлеска, спускаться приятно и относительно безопасно.
Камчатский фрирайд предлагает три варианта добраться на споты:
Климат Камчатки — понятие нестабильное. Из-за протяжённости с севера на юг и влияния океана погода здесь неустойчивая и очень разнообразная. Восточное побережье, где расположен Петропавловск-Камчатский и близлежащие интересующие туристов локации, нередко «принимает» циклоны с Японского и Жёлтого морей. Они приносят тёплый воздух со штормовым ветром и метелями.
Мартовские средние показатели температуры в Петропавловске-Камчатском: днём -3,4 °С, ночью -8 °С. Количество осадков — 90 мм, можно ожидать пять сильных снегопадов за месяц. В апреле средний дневной показатель составляет +1°С, средние ночные температуры — около -4 °С. Осадков — 80 мм.
В мае дневная температура растёт до +6,4 °С, ночная — до +2 °С. Осадков — 53 мм, меньше снегопадов, больше солнечных дней. Но на склонах всё ещё лежит глубокий снег, так что погода фрирайду не помеха.
Примеры популярных маршрутов для фрирайда на Камчатке:
Есть много спотов на склонах Авачинского вулкана, на перевале между горными озёрами Тополовым и Зелёным. Местные гиды предложат намного больше вариантов. К тому же можно не ограничиваться одним днём: предлагаются и многодневные программы с выездами на разные споты и лавинными тренировками.
Туристическая инфраструктура на Камчатке развивается медленно, привычного отельного сервиса здесь практически нет. Жильё можно поискать в Петропавловске-Камчатском или в селе Паратунка, где есть базы отдыха, но нет магазинов вблизи. Гостиницы в городе дорогие, особенно если принять во внимание уровень сервиса. Съёмное частное жильё ненамного дешевле, сэкономить не получится. Магазинов и кафе немного.
Однако фрирайдеры всё равно ценят это место: вряд ли где-то ещё можно в один день спуститься в кратер вулкана и к термальным источникам, увидеть медведя в лесу и косаток в море.
Здесь вариантов немного: на Камчатку можно только прилететь. Прямые рейсы в аэропорт Елизово есть из Москвы, Новосибирска, Иркутска, Красноярска, Хабаровска и Южно-Сахалинска. Из аэропорта до выбранного места размещения можно доехать на автобусе или такси.
Прибайкалье — ещё один регион, предназначенный для фрирайда самой природой. Горный хребет Хамар-Дабан примыкает к юго-восточному берегу Байкала и задерживает огромные массы влажного воздуха, движущиеся со стороны озера. Из-за этого здесь выпадает много сухого и рассыпчатого снега, который лежит нетронутым до весны: низкое зимнее солнце не может подтопить его.
Лучший снег здесь со второй половины февраля по середину марта. Длительность светового дня увеличивается, солнце начинает пригревать, но ночи всё ещё холодные, так что снег остаётся мягким. К концу марта за день прогреваются южные и западные склоны, на них появляются трещины, возможен сход локальных мокрых лавин. Большие лавины здесь редкость, поскольку горы не очень высокие и нет сильных ветров. Тем не менее на склонах северной и восточной экспозиции можно смело взрывать пухляк до середины апреля.
В этом районе две горнолыжные локации:
Из-за близости обширной водной глади в юго-восточном Прибайкалье в целом тёплые зимы. Сильные морозы приходят в основном в первой половине февраля, и дневная температура может опускаться до -30 °С. Но уже ко второй половине месяца теплеет из-за возрастающей солнечной активности.
Мартовские температуры на юго-восточном Байкале: средний дневной показатель составляет -4 °С, ночной держится на отметке -13 °С. Осадков — 25 мм. В апреле средняя дневная температура поднимается до +4,2 °С, ночная ниже нуля: -5 °С. Осадков ожидается больше — 42 мм.
На Соболиной 15 трасс, из которых четыре — «чёрные», и три официальных маршрута для фрирайда. Лес в зоне курорта довольно густой, по нему спускаться не получится. Перепад высот — до 475 м.
На Мамае фрирайд-зоны практически везде, куда не лень подниматься по целине. С любой вершины или гребня можно спускаться почти в любую сторону. Можно составить маршрут с несколькими короткими спусками (от 250 до 400 м перепада высоты) или одним длинным (600–700 м).
Примеры популярных спотов:
Это споты из числа самых близких к зимовьям. Никто не запрещает изучить карту и отправиться исследовать другие отроги Мамая или и вовсе соседние ущелья, если не смущает расстояние от жилья.
На Соболиной работают пять подъёмников: четыре буксировочные канатные дороги и одна подвесная. Верхняя станция находится на самой вершине горы, на отметке 1004 м. На «чёрные» и фрирайд-трассы можно попасть с верхних станций канатных дорог № 3 и № 6.
Цены меняются в зависимости от периода катания. Например, абонемент на 1 день стоит 1400 рублей, в выходные — 2450 рублей, а в новогодние праздники — 2950 рублей. Есть варианты на 1 час и на полдня. Чтобы пользоваться ими в формате ски-пасса, придётся доплатить ещё 200 рублей за пластиковую карточку.
А на Мамае подъёмник — это ваши ноги и лыжи для ски-тура или снегоступы.
Курорт на Соболиной «упакован» по полной: здесь есть гостиницы и отели прямо у подъёмников, кафе и рестораны у подножия горы и на станциях канатки. При отелях есть спортивные комплексы, бассейны и бани. В самых ближних к канаткам отелях цена за ночь начинается от 8500 рублей, но можно снять жильё в Байкальске, где есть варианты от 3500 рублей.
Прокат предлагает неплохой выбор снаряжения, в том числе для фрирайдеров: есть не только лыжи и сноуборды, но и шлемы, маски и даже перчатки.
Об инфраструктуре Мамая можно сказать кратко: её нет. Но в этом и прелесть локации. На самой горе есть деревянные домики с печным отоплением, примерно 20 из 60 сдаются, но арендовать нужно сильно заранее, иногда мест на следующий сезон нет уже в конце текущего.
Можно снять частную квартиру от 2500 рублей или гостиницу от 8000 рублей в ближайшем селе Выдрино. Но тогда путь до спотов будет занимать непростительно много времени.
Первым делом нужно прилететь в Иркутск. Сюда летают почти все крупные авиакомпании, есть рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Красноярска. Далее до Байкальска (180 км) или Выдрино (200 км) можно добраться на автобусе, маршрутке или электричке. Дальнейшая заброска на Мамай — снегоходами или ски-туром.
Приисковое находится в Хакасии, недалеко от границы с Кемеровской областью, в северной оконечности Кузнецкого Алатау. За последние годы из малонаселённого села эта локация превратилась во что-то вроде базы фрирайдеров и снегоходчиков. Приисковое — это зона дикого фрирайда с заброской на сноукэтах, ратраках с пассажирской кабиной. Такой способ дешевле, чем хелиски (при этом нет сильной зависимости от погоды), и намного быстрее и комфортнее, чем бэккантри или ски-тур.
Близость Западно-Сибирской равнины определяет здешний климат: очень снежные зимы позволяют рассчитывать на сезон длительностью до восьми месяцев. Сильные «заполняющие» снегопады начинаются в ноябре, постоянно выпадает свежий снег. А учитывая обширность региона, свой склон с мягким паудером найдёт каждый желающий. Аналогичные условия наступают в марте, когда часто идёт сухой рассыпчатый снег, заметая следы прошлых катаний. Также можно ловить пухляк в течение всего сезона после метелей и буранов, но подгадать, даже с прогнозом погоды, непросто. Катают здесь до июня, качество снега в это время уже на любителя, но спортивные школы с завидной регулярностью выбирают Приисковое для тренировочных сборов.
Сибирский климат суров, но он главная причина хорошего качества снега в регионе. За счёт окружающего рельефа в Приисковом всегда много снега, даже если в 10 км на запад или восток его мало или вовсе нет. Конечно, бывают аномальные потепления или дожди, но это скорее исключение, и за несколько дней погода приходит в норму.
Средняя температура в марте днём — около -5 °С, ночью держится на отметке -10 °С. Это самый снежный месяц после ноября, осадков выпадает много, до 155 мм. В апреле становится больше солнечных дней, поэтому дневная температура в среднем составляет +6 °С, ночная — около нуля. Осадков выпадает около 100 мм.
В мае теплеет: днём в среднем +15 °С, ночью около +7 °С. Снегопадов почти не бывает — около 80 мм осадков, но на склонах ещё лежит снег.
Вокруг Приискового несколько гор, самая высокая из них около 1700 м. Спуски разной длины и крутизны: самый длинный достигает 1 км, перепады высот — примерно 300–400 м. Можно выбрать линии под любой уровень: и для новичков во внетрассовом катании, и для профи.
Основные катальные зоны:
Есть и более отдалённые локации для очень опытных — горы Заозёрная и Панфиловская. Обе локации интересные, со сложным рельефом. В весенний сезон больше шансов до них доехать, поскольку увеличивается световой день, и можно всё успеть.
Привычной курортной инфраструктуры в Приисковом нет, поэтому владельцы местного бизнеса максимально расширили спектр услуг: помимо жилья и питания, они предоставляют услуги проката, обучение, сопровождение гидов, организуют заброски, спасательные работы и эвакуацию. А в качестве развлечения по вечерам топятся бани, проводятся встречи и лекции, игры в настолки и всё, что способствует живому общению в комьюнити.
Всего в селе около 15 гостиниц, цены на проживание разнятся от 2500 до 11 000 рублей в сутки, всё зависит от сервиса и входящих в цену услуг. Можно поискать частный дом или квартиру, но предложений немного. Также в Приисковом есть аптека, несколько магазинов и кафе.
Ближайшие аэропорты — в Красноярске и Абакане, первый удобнее с точки зрения выбора рейса: туда можно прилететь из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Иркутска и ещё ряда городов. Но от аэропорта до конечного пункта ещё 435 км.
Из Абакана и Красноярска ходят автобусы до посёлка Копьёво, а оттуда до Приискового. Если вы заранее бронировали гостиницу, можно договориться о трансфере, многие объекты размещения предоставляют такую услугу. В крайнем случае можно воспользоваться такси.
Ближайшая железнодорожная станция — опять-таки Копьёво. До неё можно доехать из Москвы за 2,5 суток, также есть поезда из Кемерова, Абакана и Красноярска.
Ещё одно аутентичное место и любимая локация фрирайдеров на границе Хакасии и Кемеровской области, в южной оконечности Кузнецкого Алатау. По одной из версий, это самое снежное место в России — практически восемь месяцев снегопадов. Большую часть сезона снег выпадает сухой и рассыпчатый, так что сюда стремятся многие фрирайдеры, чтобы попробовать настоящий сибирский пухляк по пояс. Главное отличие от Приискового — никакой заброски к спотам: только ски-тур, только хардкор. Поэтому, планируя поездку, позаботьтесь о широких лыжах для ски-тура или сплитборде.
Идеальные периоды по качеству снега: ноябрь — декабрь, когда идут частые снегопады, но ещё нет сильных морозов, и весь март, когда снова теплеет после зимы, но снег выпадает сухой и пушистый. В апреле — мае солнце уже ощутимо пригревает, а значит, больше риска попасть в глайд-крэк (трещину снежного покрова) или под мокрую лавину.
В целом лавинная опасность здесь характерна для начала сезона, когда зимние температуры ещё не устоялись, а снега не так много. В остальном, как и везде, зависит от погоды, так что важно отслеживать изменения и быть осмотрительным.
Зимы в регионе снежные и довольно морозные: в январе — феврале столбик термометра может опускаться до -40 °С. Из-за отсутствия сильных ветров может возникать температурная инверсия: холодный воздух застаивается в низинах, а если подняться на гору, там заметно теплее. Впрочем, весенний фрирайд здесь относительно комфортный: критически сильных морозов в марте почти не бывает.
Средняя дневная температура марта составляет -4,3 °С, ночная — около -12 °С. Осадков много: в среднем 17 снежных дней за месяц. В апреле больше солнечных дней, температура днём в среднем поднимается до +7°С, ночью опускается до -1 °С. Снежных дней около десяти, но могут случаться и дожди.
Говоря о Лужбе, чаще всего подразумевают две основные зоны катания:
Большинство склонов покрыты лесом, но в нём множество прогалин, полян, кулуаров с неплохим уклоном. А ещё здесь много полей курумника. Покрываясь глубоким снегом, он образует сложный, но интересный для техничного катания рельеф.
Основная и самая ближняя к железнодорожной станции — гора Медвежья. У неё крутые склоны с хорошим перепадом, отчётливо видимые кулуары — следы лавин. Самый интересный склон — южный, к тому же от него ближе возвращаться к приютам и к началу подъёма. Но гору можно раскатывать во все стороны, так что есть смысл попробовать и север, и северо-запад, и спуск на юго-востоке вдоль подъёмной тропы.
После раскатки на Медвежьей можно переходить к обследованию других гор: Домашняя (686 м), Кончик (1145 м), Лавинка (753 м), Глухариная (670 м), Межказырская (855 м), пик Дураков (1520 м). Склонов и вариантов спуска настолько много, что никто не уйдёт обиженным.
Основной вариант размещения здесь — таёжные приюты. Это в большинстве своём деревянные домики с печным отоплением. Они расположены около разных гор, в нескольких часах перехода друг от друга. Исходя из их расположения, район делится на условные зоны катания, доступные в рамках однодневной вылазки.
Можно поселиться в посёлке Лужба, через реку от железнодорожной станции, но это существенно ограничит дальность передвижения. Запасаться едой, батарейками и прочим необходимым для автономной жизни придётся на «большой земле»: в посёлке магазинов нет.
Условия в приютах скромные, электричества почти нигде нет, так что романтические вечера при свете фонариков вам обеспечены. Но зато в большинстве приютов есть бани. После катального дня вряд ли можно придумать что-то лучше, чем согреться и расслабиться.
Первым делом прилететь в Новокузнецк или Новосибирск. Далее из этих городов автобусом, электричкой или на автомобиле доехать до Междуреченска — это ближайший к Лужбе крупный населённый пункт. А отсюда вариант только один — электричка до станции Лужба.
Чтобы добраться до приютов от станции, нужно переправиться через реку. В начале весны на ней ещё прочный лёд, поэтому проблем не будет. А если льда нет, владельцы приютов обычно организовывают переправу на катамаране.
Сезон отличного катания не заканчивается с приходом весны, даже на тёплом Кавказе март и апрель могут порадовать фрирайдеров глубоким снегом и интересными маршрутами. А для полного погружения в атмосферу дикого офф-писта и нетронутых снегов до самого горизонта выбирайте Байкал или Сибирь, где весной наступает второй бархатный сезон. Вне зависимости от локации помните о важном: берите комплект лавинного снаряжения, правильно оценивайте свои навыки, не стесняйтесь обращаться за помощью и будьте готовы помочь другому.
Автор статьи:
Александра Холоденко — фанат путешествий на земле и в небе. Скайдайв-инструктор, в парашютном спорте с 2001 года. Инструктор по парапланерному спорту.
Читать статьи по теме: