Готовы перейти к покупкам прямо сейчас?
Некоторые любители катаются на велосипеде круглый год, но время, проведённое в снегу или крытых парках, не сравнится с целым сезоном в городе, на лесных трейлах или в горах. Весной велосипеды наполняют магазины, а многие из вас уже спешат обновить старый байк, заменить чем-то более красивым и современным. Чтобы получить максимум удовольствия от катания, нужно грамотно подойти к выбору велосипеда. В статье подробно расскажем, на что следует обратить внимание.
Перед походом в магазин или заказом байка важно определиться, как и где он будет использоваться большую часть времени: в городе или на бездорожье, для поездок за хлебом или в соседний город, для больших скоростей или семейных прогулок в парке. От этого будет зависеть вид велосипеда, который лучше всего подойдёт для поставленных задач. Не стоит забывать и о параметрах райдера. От роста и веса зависит не только размер рамы, но и диаметр колёс и уровень навесного оборудования. Обо всём расскажем по порядку.
Содержание
Алгоритм подбора велосипеда прост и содержит всего три пункта. Перечисляем по порядку:
А вот дальше всё становится интереснее. Первые два пункта потребуют от вас внимания и точного понимания своих «хотелок» и бюджета. Чтобы вам было проще разбираться в вопросе, подробно разобрали каждый пункт и все важные подпункты ниже.
Обычному велосипедисту-любителю может быть сложно разобраться в разных типах велосипедов, поэтому для начала определимся с целью, а затем остановимся подробнее на наиболее популярных подвидах.
Если вы планируете спокойные прогулки по городским улицам, паркам и велодорожкам, то городской велосипед будет самым простым и комфортным вариантом.
Если к этому добавить поездки по пересечённой местности, то мы придём к самому популярному и универсальному варианту — горным велосипедам (MTB, маунтинбайк).
Для быстрых поездок по автомобильным дорогам используются шоссейные велосипеды (шоссеры), а для путешествий и дальних поездок — гревелы и туринги.
Если же вас тянет к более экстремальному и агрессивному катанию, то велосипед также стоит выбирать надлежащий. Для прыжков и трюков — BMX или экстремальный хардтейл (стрит, дёрт), а для трейлов с камнями, корнями, трамплинами или даунхилла есть соответствующие двухподвесы.
Теперь рассмотрим, что отличает каждый из типов велосипедов.
Классические городские модели отличаются конструкцией рамы, обеспечивающей прямую посадку, и комфортным широким седлом. Они оснащены жёсткой передней вилкой или амортизатором с малым ходом, имеют малое количество скоростей. Часто комплектуются багажником, корзиной, подножкой, фарами и так далее. Для спокойных и не очень длительных прогулок это очень удобный байк, однако далеко или быстро поехать на нём будет неудобно и тяжеловато.
Это самый популярный тип велосипеда во многих странах, в том числе в России. Основными преимуществами таких байков являются удобная посадка и вездеходность. Модели и бренды представлены на любой вкус, цвет и бюджет: от самых доступных фитнес-байков до профессиональных двухподвесов.
Кстати, MTB не обязательно отличается выраженной амортизацией. Бывают и так называемые Rigid MTB с жёсткой вилкой, которая ставится здесь для уменьшения веса и достижения максимальной эффективности педалирования. Они похожи на гревелы, но имеют прямой руль и другие диаметры колёс: у MTB с ригидной вилкой он может быть 26, 27,5 или 29 дюймов, а у гревел-байков почти всегда 28 или 700С.
Гораздо более распространённый вариант — хардтейл. Это велосипед с амортизационной вилкой, но без подвески в раме. Именно хардтейлы максимально широко представлены в магазинах в каждой ценовой категории. В зависимости от геометрии рамы и навесного оборудования такие байки используются практически для любого формата катания: от прогулочного флекса в лесу или парке до профессиональных гонок кросс-кантри или безумных вращений на дёртах.
Конечно, самые эффективные и мощные байки для бездорожья — двухподвесы. Их название говорит само за себя: система рычагов подвески и задний амортизатор не дают потерять сцепление обоих колёс в экстремальных условиях. Райдеры на двухподвесах занимают практически весь топ в гравити-дисциплинах по всему миру. Это такие дисциплины и стили катания, как кросс-кантри, трейл, олл-маунтин, эндуро, фрирайд или даунхилл. При этом двухподвесы необязательно используют только в профессиональном спорте. При наличии финансовых возможностей для покупки он станет комфортным и надёжным другом для любых приключений.
Шоссер разрабатывался для одной цели — быть быстрым в гонках по ровным дорогам. Его отличают спортивная геометрия и соответствующая аэродинамическая посадка велосипедиста. Шоссейник не будет комфортным для прогулок, но станет отличным спутником, если вы планируете заниматься велоспортом или триатлоном. Опытные велосипедисты не расстаются со своими шоссерами надолго и используют не только для тренировок, но и в качестве эффективного телепорта от дома до работы.
Отличительные особенности MTB и шоссеров понятны даже начинающим велолюбителям. Гораздо сложнее разобраться в следующем семействе байков — гревелах, циклокроссах и турингах. Все они относятся к классу шоссейных велосипедов, и все имеют схожую конструкцию и обвес: руль-баран, жёсткая вилка, чаще всего 28-дюймовые колёса, аэродинамическая посадка и трансмиссия, рассчитанная на большие скорости. При этом у каждого из них есть свои отличия.
Циклокросс ближе всего к классическому шоссеру. Тот же руль-баран и максимально облегчённый обвес, поскольку он создан для спортивных гонок, где часто приходится переносить велосипед на себе через различные препятствия. Только, в отличие от классического шоссейника, на циклокроссе можно быстро ездить не только по асфальту, но и по грунтовкам, гравийкам и грейдерным дорогам.
Если не вдаваться в конструктивные особенности и геометрию, основное отличие циклокросса от гревела и туринга — это низкий вес и геометрия рамы, лучше обеспечивающая аэродинамическую посадку. Таким образом, это самая спортивная модель в данном семействе.
Гревелы, хотя и относятся также к подклассу шоссейников, из всей тройки ближе всего к горным велосипедам. Групсет гравийного байка представляет собой некий гибрид шоссейного и MTB-направлений. От классического шоссера и циклокросса гревел также отличается более тяжёлыми и усиленными рамой и вилкой, что способствует гашению вибрации во время езды по гравию, щебёнке, камням и корням. Грязевой зазор у вилки, как и сама вилка, а также задний треугольник увеличены, что, конечно, слегка ухудшает аэродинамику, но позволяет использовать более широкие покрышки. Руль имеет более широкий хват для лучшего контроля на грунтовках и при манёврах на неидеальном покрытии.
Посадка на гревеле более расслабленная за счёт удлинённого рулевого стакана и чуть укороченной верхней трубы, что позволяет с комфортом ехать часами без остановок. В отличие от циклокросса гревел предназначен не для спорта, а для приключений и путешествий. В отличие же от MTB он позволяет развивать высокую скорость как на асфальтовом покрытии, так и на гравийных дорогах и грейдерах. Городской комьютинг, небольшие соревнования, походы выходного дня — со всеми этими задачами гравийник справляется отлично.
Гревел также подойдёт для байкпакинга. У него более низкий центр тяжести, чем у спортивных шоссеров и циклокроссов, за счёт того, что каретка* расположена ниже. Это обеспечивает устойчивость и управляемость велосипеда с закреплёнными на нём сумками.
* Каретка — часть велосипеда, соединяющая шатуны педалей, ведущую звезду и раму велосипеда в единую приводящую систему.
Туринг, который зачастую выглядит как «олдскульный» велосипед и обладает такой же надёжностью и ремонтопригодностью, в отличие от гревела, предназначен для долгих велопоходов и путешествий протяжённостью в недели и месяцы.
Туринг рассчитан на перевозку большого количества груза и является прямой противоположностью циклокросса: у него самая длинная база из всех трёх типов данного семейства байков, он тяжелее, более стабильный и менее манёвренный, чем гревел и циклокросс. Зато он более крепкий, способен выдерживать долгие поездки с тяжёлыми и большими сумками.
Это велосипед для трюковых и прыжковых дисциплин, который отличается небольшим диаметром колёс, высоким рулём и жёсткой вилкой. За счёт компактности рамы и короткой базы на таком байке проще всего осваивать трюки, а также катать в скейт-парках.
Изначально BMX был придуман любителями мотокросса для тренировок детей. Будущим спортсменам физически сложно было учиться кататься на полноразмерных мотоциклах для мотокросса, а специальных детских моделей 60 лет назад не было. Небольшой велосипед был проще для освоения и тренировок. Некоторое время спустя BMX стал отдельным видом спорта. Он включает в себя несколько дисциплин, три из которых являются олимпийскими видами — BMX freestyle, BMX dirt и BMX racing.
В наше время BMX чаще всего используется как трюковый велосипед. Вокруг него выстроилась целая субкультура. Трюки не ограничиваются прыжками и вращениями, для некоторых элементов или скольжений по перилам и граням на байк ставятся пеги — специальные трубы, закрепляющиеся на оси колеса.
BMX — отличный выбор для подростков, но это не обязательно детский велосипед. Многие взрослые, желающие освоить катание в рампе, скейт-парке или трюки на улице, выбирают такой формат байка. Однако, если вы планируете хоть сколько-нибудь продолжительные поездки, BMX точно не подойдёт.
Дамские городские велосипеды появились задолго до того, как наличие брюк в женском гардеробе стало приемлемым в обществе. Именно этим обусловлено наличие изогнутой рамы: это дань прошлым традициям и предполагается, что и в современности на таком велосипеде девушка может перемещаться с комфортом даже в длинной юбке. Так что если вам нужен велосипед для воскресных покатушек в парке и поездок по городу, то, возможно, будет достаточно ситибайка — например, Welt Grace 7 с минимальным набором передач, на котором можно и в парке, и за городом крутить педали.
В линейке MTB также существуют велосипеды с «женской» геометрией рамы. В основном это фитнес-модели для спокойного прогулочного катания в городе и по лёгкой пересечёнке. Такие велики отличаются короткой базой для более комфортной и вертикальной посадки, которую предпочитают девушки. Часто оснащаются широкими комфортными сёдлами и простой трансмиссией с одной звездой спереди: так и велик легче, и заморачиваться нужно меньше, и шансы того, что цепь слетит, сводятся практически к нулю. Производители также выделяют «женские» серии трендовыми цветами и сочетаниями цветов и особой фактурой покраски и элементами декора.
Однако если вам нужен серьёзный байк для длительных поездок или сложного рельефа, то лучше рассмотреть унисекс-модели в подходящей ростовке, комплектации и с нужным диаметром колёс.
Конечно, не бывает так, чтобы один велосипед подходил абсолютно для всего, но из каждого типа байков вы сможете выбрать тот вариант, который перекроет с лихвой ваши задачи. Как наиболее универсальные виды велосипедов мы бы отметили MTB и гревел-байки.
Рама — основная и важнейшая часть каждого велосипеда. Почти всё навесное оборудование можно заменить при необходимости, если что-то вдруг выйдет из строя, или же вы просто решите улучшить какие-либо компоненты. Поэтому материал, геометрия и назначение рамы определяют дальнейшую судьбу байка и райдера. Геометрия во многом зависит от типа велосипеда, а вот материал рамы можно выбрать для каждого из видов.
Рамы бывают стальные, алюминиевые, титановые и карбоновые. Также встречаются модели, где передний и задний треугольники рамы выполнены из разных материалов.
Стальные рамы — надёжные и недорогие, но тяжёлые и подвержены коррозии, поэтому используются в основном в городских моделях или совсем бюджетных прогулочных MTB. Из плюсов можно отметить только дешевизну и простоту в ремонте. Бывают хорошие варианты из хромомолибденового сплава, но это скорее исключение и редкость.
Алюминиевые рамы достаточно прочные и лёгкие, имеют оптимальное соотношение «цена — качество» и используются во всех типах велосипедов. Такие рамы будут ощутимо выигрывать в весе по сравнению со сталью, а также не ржавеют. Отремонтировать алюминиевую раму тоже можно с помощью сварки. Однако практика показывает, что при нормальной эксплуатации они крайне редко нуждаются в ремонте. Какой бы тип велосипеда вы ни выбрали, алюминий будет отличным решением, а в большинстве случаев, когда речь не идёт о спорте, — лучшим.
Для улучшения рабочих характеристик алюминиевых рам дополнительно применяются следующие технологии:
Баттинг
Технология производства, при которой трубы имеют разную толщину: в местах с большей нагрузкой труба толще, чем в местах с меньшей. В результате рама получается достаточно лёгкой, жёсткой и прочной. Стоит заметить, что грамотную проработку материала способны выполнить только серьёзные производства, данный процесс достаточно сложный, поэтому баттинговые рамы производятся из труб небольшого числа производителей.
Баттинг характеризует соотношение толщины стенок на конце и в середине трубы. Бывает двойной, тройной и даже четверной. То есть при трёх разных значениях толщины стенки одной трубы речь идёт о тройном баттинге. Наибольшим нагрузкам в раме подвергаются области рулевой колонки, каретки и подседельного узла, а в середине трубы нагрузка значительно меньше.
Благодаря применению данной технологии алюминиевые рамы становятся значительно легче и прочнее, а велосипед выглядит крутым и современным.
Гидроформовка
Ещё одна новая технология для производства качественных алюминиевых рам. Сначала создаётся металлическая форма, в неё вставляется круглая алюминиевая труба, в которую под давлением закачивают горячую жидкость, в результате чего под воздействием температуры труба принимает заданную форму. При помощи технологии гидроформовки можно создать бесшовную трубу любой формы, что значительно влияет на прочность.
Карбоновые рамы — самые лёгкие, прочные, долговечные. Перечень преимуществ оправдывает ощутимое увеличение цены велосипеда на карбоновой раме. Такие модели покупают либо профессиональные спортсмены, либо те, для кого цена не является определяющим фактором при выборе байка. Если возможности позволяют, то карбон — отличный выбор, но не стоит покупать такие велосипеды от неизвестных производителей из Китая. При прочих равных лучше взять качественный алюминиевый вариант от известного бренда.
Титан — супернадёжный и долговечный, по весу близок к алюминию, но, в отличие от алюминия, существенно более дорогой в процессе сварки рамы. Титановые рамы на велосипедах готовой сборки встречаются крайне редко, так как по стоимости зачастую превышают карбоновые.
Этот параметр относится к раме, поэтому важно упомянуть об этом здесь. Бывают крепления колеса на сквозных осях (thru-axle) или же на эксцентриках (QR). Первый вариант является более надёжным и применяется практически во всех профессиональных и экстремальных велосипедах. Второй — более бюджетный, используется в моделях начального и любительского уровня. Если вы выбираете велосипед в среднем ценовом сегменте, обратите внимание на тип крепления колеса. Лучше выбрать велосипед «на осях» в простой комплектации, чем вариант под эксцентрик, но с лучшей навеской, так как элементы трансмиссии и рулевого управления можно будет заменить в дальнейшем.
Диаметр колёс
Диаметр колеса также определяется рамой, поэтому стоит сразу обратить на него внимание. Измеряется в дюймах и часто указывается в названии модели велосипеда.
На детских велосипедах стоят небольшие колёса диаметром от 10 до 18 дюймов, на подростковых — 20–26 дюймов.
На взрослых велосипедах 20-дюймовые колёса ставят на BMX-байки, а 26-дюймовые — на хардтейлы для прыжков и трюков.
Компактные и складные модели городских велосипедов оснащены 20- и 24-дюймовыми колёсами.
На шоссейных и гравийных велосипедах чаще всего используются колёса диаметром 28 дюймов или 700С.
Горные велосипеды выпускают с тремя размерами колёс:
С таких колёс начинался маунтинбайк. Они обладают максимальной динамикой, но слабым накатом. Надо признать, что данный стандарт уже устарел, в новых коллекциях мировых производителей велосипедов их практически нет. 26-дюймовые колёса сейчас используются на подростковых велосипедах, а также на взрослых экстремальных MTB для дёрта, стрита, памп-трека или скейт-парка.
Стандарт появился позже остальных и сочетает в себе свойства 29 и 26 дюймов. Накат лучше, чем у 26, а динамика лучше, чем у 29 дюймов. Подойдёт для девушек и женщин, а также для мужчин компактного телосложения и тех, кто ищет большей манёвренности и «прыти» на трейлах и горных спусках.
«Найнеры» на сегодняшний день могут считаться наиболее универсальными. Они обеспечивают максимальную плавность хода по небольшим неровностям покрытия за счёт меньшего угла наезда, а значит, улучшают накат, на них легко подобрать резину для любых задач. Однако при прочих равных условиях они слегка тяжелее в динамике, чем другие размеры. Данный диаметр можно смело рекомендовать всем взрослым мужчинам с ростом 170 см и выше.
В профессиональных велосипедах для «спусковых» дисциплин появился ещё один тренд — «маллет». Это схема установки колёс разного диаметра: 29 дюймов спереди — для лучшей проходимости и наката, 27,5 дюйма сзади — для лучшего ускорения и манёвренности в поворотах.
Велосипеды с жёсткой вилкой без амортизации называют ригидами. Они подходят для хороших дорог и более-менее ровных покрытий. Лёгкие, обладают лучшими скоростными характеристиками, поэтому такая конструкция используется на шоссейных скоростных велосипедах, на гравийных и дорожных байках, а также на городских велосипедах и в редких случаях на MTB.
Хардтейлы — велосипеды с передней амортизационной вилкой, но без заднего амортизатора (hardtail в буквальном переводе — «жёсткий хвост»).
Существует несколько видов амортизационных вилок:
В действительности только пружинно-масляные и воздушно-масляные вилки обеспечивают эффективное гашение вибраций. Пружинно-эластомерные вилки, устанавливаемые на самых дешёвых моделях, по сути, создают только видимость амортизации и увеличивают вес байка.
При выборе пружинно-масляной вилки важно, чтобы пружина подходила по жёсткости под вес пользователя. На многих моделях есть дополнительная регулировка жёсткости (preload).
Воздушные вилки настраиваются под любой вес пользователя, так как их жёсткость зависит от того, как сильно вы накачаете воздушную пружину. В инструкции производителя обычно указывается оптимальное давление для разных значений веса райдера.
Велосипеды с воздушной вилкой:
Большинство моделей хороших вилок оснащаются блокировкой и регулировкой отскока (rebound), то есть скорости возврата вилки в исходное положение после сжатия, для настройки под разные виды покрытия и характер езды. Это необходимая опция, если планируете катать серьёзно. В дорогих моделях также присутствует регулировка компрессии, которая позволяет вилке не раскачиваться при педалировании.
Не стоит забывать и о том, что вилка, как и рама, может иметь разные типы крепления колеса. По возможности лучше выбирать варианты «на осях».
Что касается заднего амортизатора, то его наличие полностью оправдано на дорогих профессиональных велосипедах, предназначенных для поездок по бездорожью. На дешёвых моделях такая «опция» не выполняет свою функцию, а лишь усложняет процесс педалирования, добавляет вес и дискомфорт. Если вы видите двухподвес за 20–40 тысяч рублей, то с 99%-й вероятностью это будет тяжёлый, ненадёжный и бесполезный «ашан-байк». Цены на «настоящие» двухподвесы обычно начинаются от 100 тысяч рублей.
Если вы ищете не бюджетную модель, а хороший и надёжный байк для кросс-кантри, трейла, эндуро или же просто максимального комфорта в городских и загородных поездках, то двухподвес будет отличным выбором.
Если рама является телом велосипеда, то трансмиссия — это мотор, от неё зависит, насколько легко можно будет добиться высокого каденса на уклонах любой крутизны, при встречном ветре, езде по грязи, песку, глине и мелкой гальке, а также хватит ли диапазона для быстрой езды вниз по хорошему покрытию.
Трансмиссия — это система, которая передаёт велосипеду вашу мускульную силу, чтобы привести его в движение. В неё входят:
* Что такое кассета или трещотка? Как их отличить?
И то и другое — набор задних звёздочек на велосипеде. Кассета разборная, состоит из 7–12 звёзд, надевается на втулку и сверху фиксируется специальной гайкой. Трещотка обычно состоит из 6–7 звёзд. Все собраны в единое целое. Китайские трещотки бывают также на 8 и 9 звёздочек. Трещотка накручивается на втулку и имеет резьбу.
Трещотка дешевле и проще в устройстве, обычно устанавливается на бюджетные велосипеды с системами 3x или детские велосипеды. Втулки под трещотку имеют менее прочные и менее герметичные подшипники. Кассеты дороже, но гораздо надёжнее и практичнее. Втулки под кассету рассчитаны на большие нагрузки и имеют хорошую грязезащиту подшипников.
Как определить, что у вас на велосипеде?
Существуют разные формулы трансмиссии:
Долгое время были самым распространённым типом трансмиссии на горных велосипедах. Сейчас такая система устарела, она тяжёлая и неудобная в использовании. Тройники до сих пор ставят на бюджетные велосипеды, но передний переключатель на них также является дешёвым и не может стабильно работать, нуждаясь в постоянной настройке. Как показывает практика, большинство любителей его не использует, а звёзд задней кассеты или трещотки часто не хватает.
Данная система широко применяется в шоссейных и туринговых велосипедах, так как позволяет подобрать передачи и для крутых подъёмов, и для развития максимальной скорости на ровных участках и спусках. Хороший передний переключатель даёт возможность быстро и значительно поменять передаточное число, что особенно важно при обгонах и меняющихся условиях на дороге. Хотя сейчас всё чаще профессиональные модели шоссеров оснащаются системой с одной ведущей звездой.
На горных велосипедах также применяются двойники. Они немного легче и эффективнее, чем 3х-системы, но не избавлены от недостатков переднего переключателя.
Такие системы давно применяются в дорогих и профессиональных горных велосипедах, а также в моделях среднего сегмента. В бюджетных моделях они тоже начинают потихоньку появляться. Достоинством 1x-системы является полное отсутствие переднего переключателя (и, соответственно, одной манетки и троса), так как у неё всего одна звезда спереди. Это даёт полную свободу и интуитивность в выборе передачи. Ведущая звезда такой трансмиссии обладает переменным профилем зубьев, которые надёжно удерживают цепь на любых неровностях и практически исключают соскакивание цепи даже в самых жёстких условиях. Для лучшего натяжения цепи используют задние переключатели c фрикционной муфтой. Например, компания Shimano применяет технологию Shadow+, с которой переключатель не выпирает сильно из рамы и позволяет регулировать натяжение цепи.
Велосипеды с одной звездой спереди
Почему же не делали сразу все горные велосипеды с 1х-системой? Проблема заключалась не в передних звёздах, а в том, чтобы поставить сзади кассету на большое количество скоростей и широком диапазоне размеров звёзд. Было трудно сделать задний переключатель, который сможет «осилить» такие переходы. К счастью, сейчас уже достаточно много вариантов таких систем в самых разных ценовых сегментах. А для старых байков замена трансмиссии является отличным вариантом апгрейда.
Тормоза бывают ободные и дисковые, которые, в свою очередь, подразделяются на механические и гидравлические. Первые — самые простые, устанавливаются на бюджетных велосипедах и неплохо гасят скорость на чистой дороге. Но стоит ободьям или колодкам загрязниться, как их эффективность сильно снижается. Их плюс заключается в цене: при необходимости расходные материалы и замена стоят копейки. Ободные тормоза часто ставятся на шоссейные велосипеды, а также детские. На взрослом горном велосипеде лучше использовать дисковые тормоза.
Дисковые тормоза гасят скорость за счёт сжимания не обода, а специального тормозного диска. Поэтому такому типу практически не страшны загрязнения. Механические управляются при помощи тросика, как на ободных, а гидравлические — при помощи гидравлической системы. Гидравлика требует меньше усилий при торможении и даёт большую отзывчивость. Торможение происходит чётко, без лишних скрипов и люфтов. За счёт таких преимуществ вы получаете не только больший комфорт, но и меньший износ тормозной системы.
Гидравлические дисковые тормоза стоят существенно выше своих механических аналогов, но по свойствам уходят далеко вперёд. Лучшие велосипеды оснащаются именно дисковой гидравликой.
Важное преимущество любых дисковых тормозов — это увеличение грязевого зазора. Исключена возможность попадания грязи между колесом и тормозным элементом с последующей блокировкой, а значит даже при плохой погоде и движению по грунтовой дороге дисковые тормоза обеспечат надёжное торможение.
Есть ещё один аспект, на который стоит обратить внимание при выборе тормозной системы. У хорошего велосипеда среднего класса есть регулировка досягаемости ручки тормоза, а у байка более высокого уровня — дополнительная регулировка свободного хода и точки контакта колодок.
Регулировка досягаемости (положения ручки) позволяет уменьшить или увеличить расстояние от ручки тормоза до грипса руля под длинные или короткие пальцы. Регулировка свободного хода влияет на величину хода ручки до момента начала торможения. Проще говоря, на то, как сильно вам приходится нажимать на тормоза до полной остановки. Некоторые велосипедисты предпочитают длинный ход, который позволяет медленно и плавно нажимать на ручки и мягко тормозить. В то время как другие любят короткий, который даёт возможность резко и агрессивно тормозить буквально одним коротким нажатием.
Стоит упомянуть о модуляции. Это характер зависимости мощности торможения от усилия, прикладываемого к рычагу тормоза. Система с хорошей модуляцией при лёгком нажатии на рычаг передаёт тормозам небольшую мощность, а по мере увеличения усилия на ручке тормоза плавно наращивает мощность торможения. Тормозная система с плохой модуляцией может при незначительном изменении давления на рычаг многократно увеличить мощность торможения, что приведёт к полной остановке велосипеда, заносу заднего колеса или блокировке переднего с последующим полётом через руль или потере управления. Как правило, тормозные системы на горных велосипедах прогулочного уровня обладают низкой модуляцией.
Также можно иметь в виду размеры ротора — тормозного диска — как показатель тормозного усилия (помните, что чем больше роторы, тем больше усилие торможения). Часто передний ротор устанавливают большего размера, чем задний, это немного уравнивает требуемое усилие на ручках переднего и заднего тормоза, так как заднее колесо обладает меньшим сцеплением с покрытием во время интенсивного торможения.
Если ваш вес более 100 кг, обратите особое внимание на отдельные компоненты велосипеда, которые будут подвергаться большой нагрузке. Конечно, некоторые вещи можно заменить в процессе эксплуатации велосипеда, но лучше всё предусмотреть заранее. Вот несколько советов.
Крупным райдерам показаны велосипеды с кассетой, а не с трещоткой. В противном случае вероятность деформации оси задней втулки стремится к 100%. Фактически колесо будет подвешено, но не зафиксировано. Это приведёт к биению заднего колеса в вертикальной плоскости вместо плавного движения. Если вы задавались вопросом о том, что может быть опаснее восьмёрки на колесе, отвечаем: использование крупным райдером велосипеда с трещоткой вместо кассеты.
Крайне важно не ошибиться при выборе размера рамы — по ней определяется ростовка велосипеда. Если высота байка не соответствует вашему росту и длине ног, ездить на нём будет неудобно. К тому же речь идёт не только об удобстве. Неправильно подобранная ростовка снизит эффективность педалирования, а длительная езда на таком велосипеде может вызвать болевые ощущения в спине, коленных суставах, предплечьях и в различных группах мышц.
Проще всего определить подходящий размер рамы по таблицам производителя. На сайте выбранного бренда нужно найти таблицу размеров конкретной модели. Убедившись в наличии в магазине потенциально подходящих ростовок, лучше всего приехать лично и примерить — прокатиться перед покупкой.
Приблизительные таблицы будут выглядеть следующим образом:
* Данные таблицы приведены для примера и ориентира, более точные данные необходимо смотреть для каждой конкретной модели велосипеда отдельно.
Мы часто сталкиваемся в магазине с разными вопросами и заблуждениями касательно выбора велосипеда. И это нормально! Чтобы кататься и проводить время с пользой, не обязательно разбираться во всех аспектах техники.
Если с выбором велосипеда по типу и размеру разобрались, то что ещё может пойти не так? Здесь постараемся развеять самые популярные мифы о велосипеде.
Как вы поняли из раздела о трансмиссии, самые удобные и современные системы имеют одну звезду спереди. При такой компоновке задняя кассета с широким диапазоном на 10–12 передач прекрасно подходит для любых скоростей и условий. Если в системе 20–30 скоростей, вы всё равно не сможете их все адекватно использовать, а преимущества в передаточных соотношениях они не дают.
Если рассматривать только 1х-системы, то может показаться, что здесь-то точно лучше выбрать большее количество передач. Современные горные велосипеды могут иметь кассету и задний переключатель на 12 или даже 13 скоростей. Для обычного пользователя есть и другая сторона медали. Такие системы не только стоят очень дорого, но также нуждаются в более частой и точной настройке, так как расстояние между звёздами становится меньше.
Можно выбрать более доступный и надёжный вариант на 10 или 11 скоростей с таким же диапазоном. Это будет оптимальным соотношением «цена — качество» для велосипедов среднего сегмента.
В бюджетном сегменте тоже есть отличные решения. За системы с одной звездой спереди не обязательно платить кучу денег. Производители уже начинают заменять «тройники» на 1x-системы в доступных прогулочных байках, для которых 7–9 скоростей более чем достаточно.
Если вы выбираете бюджетный велосипед для рекреационного катания, лучшим решением будут линейки технологичных, лёгких и надёжных байков на алюминиевой раме Welt Ridge PROMO для мужчин и Welt Floxy PROMO для девушек. Каждая линейка включает несколько моделей, которые отличаются между собой навесным оборудованием и способны закрыть разные потребности в комфорте. В зависимости от ваших задач вы можете выбрать функционал, который подходит именно вам: дисковые механические или гидравлические тормоза, качественная трансмиссия с различным количеством передач и другие важные особенности, которые вы можете подробно изучить в каталоге.
Продолжая тему трансмиссии, важно отметить, что она не является ключевым параметром при выборе велосипеда и оценке его уровня. Производители активно пользуются этим заблуждением, устанавливая переключатель более высокого класса, чем всё остальное навесное оборудование. Лучше всего оценивать байк целиком, обращая внимание на ключевые компоненты, о которых написали в статье. Заменить задний переключатель будет намного проще и дешевле, чем раму, вилку или колёса.
Такой подход может сработать, если кататься по 15 минут два-три раза в год. Если же вы планируете регулярно крутить педали и совершать продолжительные поездки, то производители устанавливают более спортивные сёдла именно для комфорта при долгом и активном педалировании. В любом случае седло — штука индивидуальная. Его всегда можно поменять после покупки, поэтому не стоит ориентироваться на него при выборе велосипеда.
Опять же, при крайне редком использовании и очень бережном хранении это возможно. В большинстве случаев приходится платить дважды. Ультрабюджетные велосипеды обычно не только тяжёлые и неудобные, но ещё и часто ломаются. Вилка, втулки, каретка, шатуны, рулевое управление и другие компоненты могут выйти из строя при первых же поездках. Их замена чаще всего обойдётся дороже, чем разница в цене между велосипедами разного уровня. Самое грустное, что даже после ремонта такой велосипед не будет намного лучше.
Конечно, не нужно сразу покупать профессиональный снаряд за 100 500 баксов, просто задумайтесь перед покупкой, из чего складывается стоимость велосипеда.
Здесь актуальны все доводы из предыдущего пункта. Добавим только, что при покупке брендового байка в специализированном магазине вы получаете не только хорошую вещь, но и профессиональную консультацию по выбору, а также гарантию от производителя.
Фэтбайки могут иметь преимущество только в очень редких и специфичных условиях. При этом хороший фэтбайк может сравниться в цене с профессиональными моделями. В бюджетном сегменте преимуществ у такого велосипеда точно не будет. Вы получите крайне медленный и неповоротливый байк весом 18–20 кг. При этом втулки, каретка, шатуны и другие комплектующие абсолютно не рассчитаны даже под вес самого велосипеда.
Это утверждение верно только для хранения велосипеда, но ведь катание наверняка важнее. При езде широкий руль комфортнее, он уменьшает нагрузку на руки и позволяет уверенно и стабильно управлять байком. Ширина руля напрямую зависит от стиля катания, уровня и комплекции райдера, поэтому важно подобрать подходящую именно вам ширину. Это можно сделать, если обрезать широкий руль, а вот узкий остаётся только заменить.
Современные рули для MTB обычно имеют размер от 740 до 800 мм.
В статье мы достаточно подробно разобрали выбор велосипеда и его компоненты. Но не забывайте о главном — о себе и своём здоровье. Мы настоятельно рекомендуем всем велосипедистам кататься только и исключительно в велошлемах.
Ещё одна частая ошибка звучит следующим образом: «Велосипед купили, кататься — не купили». Выбирайте снаряжение с умом и постарайтесь проводить больше времени на свежем воздухе, со своей семьёй и близкими. Велосипед — прекрасный способ провести выходные активно и с пользой.
При покупке велосипеда (любого) в «Канте» мы соберём и отрегулируем его для вас совершенно бесплатно. Первое техническое обслуживание будет также бесплатным. Если вы покупаете велосипед онлайн и цена его будет более 10 000 рублей, то мы и доставим вам велосипед бесплатно.
Автор статьи:
Дмитрий Комиссаров — веломеханик со стажем. Инструктор НЛИ по горным лыжам. 1 разряд по горнолыжному спорту. Участник и призёр всероссийских соревнований.
Читать статьи по теме: