Готовы сразу перейти к покупкам?
Миллионы людей ждут зиму ради одного момента: глубоко втянуть бодрящий морозный воздух носом, опустить маску, застегнуть оба крепления и почувствовать мандраж перед первым спуском. Когда одно мгновение отделяет от схватки со снежной стихией, именно тогда все тревоги, проблемы и заботы уходят на второй план. Есть только райдер, его снаряд и линия спуска. И нет ничего приятнее, чем ощущать под ногами отзывчивый, послушный сноуборд, который простит огрехи управления первого заезда в сезоне.
Мечты о самом мягком паудере становятся целью при покупке соответствующей доски. «Красные» и «чёрные» трассы, которые казались в начале пути запредельными, превращаются в разминочные перед первыми заездами во фрирайде. Но независимо от уровня опытности, сноуборд должен соответствовать условиям и стилю. Первый шаг навстречу зимнему сезону — это подбор подходящего сноуборда. И в этой статье подробно расскажем, как его выбирать.
Содержание
Прежде чем перейти к практическим советам, стоит углубиться в историю возникновения снаряда. По некоторым данным, попытки получать удовольствие от спуска по снегу на доске зафиксированы ещё до нашей эры. Сложно однозначно утверждать, кто был первым в создании сноуборда. Принято считать основоположником инженера Шермана Поппера, который для своей дочери соединил друг с другом две лыжи и создал «снёрф» в 1964 году. Дочери и её друзьям понравилось изобретение, и в 1965 году усовершенствованная поделка вышла в массовый тираж.
Впоследствии идею подхватил Дмитрий Милович, который решил рассекать вместо морских волн по снегу и даже основал компанию Winterstick по выпуску своих досок. Именно он придумал сделать металлические канты с двух сторон, а также «ласточкин хвост». Ему же приписывают изобретение зауженной формы сноуборда ближе к середине, для придания радиуса поворота. Но несмотря на то, что его компания по созданию сноубордов была одной из первых, всеобщего признания она не получила.
Следующей важной персоной для продвижения сноуборда в массы стал спортсмен Том Симс. Он увлекался скейтбордингом, а в зимнее время попробовал использовать подобие лонгборда для катания по снегу. Первое его производство было связано с выпуском скейтбордов, а следующая компания стала изготавливать сноуборды. Sims Snowboard была основана в 1976 году. Именно Том Симс, как никто другой, повлиял на популяризацию сноуборда в те времена. Горнолыжные комплексы тогда запрещали использовать на курорте любые снаряды, кроме лыж. Симс же позиционировал сноуборд как способ развлечься, и на тот момент обучение катанию казалось проще, а динамика веселее, по сравнению с классическими лыжами. Стиль, харизма Симса и доступность снаряда активно подкупали молодое поколение. Лыжная экипировка была заметно дороже, поэтому к сноубордистам относились с некоторым презрением, а их появление было своеобразным бунтом — как раз в духе времени.
Том Симс активно тренировался и стал чемпионом мира в 1983 и 1985 годах. Он же снялся в серии бондианы «Вид на убийство». Со временем, из-за методичной работы и интереса к новому снаряду, некоторые курорты стали допускать сноуборды до катания по трассам. Затем из-за «лавинного эффекта» все остальные признали, что нет смысла отказываться от клиентов, особенно с появлением официальных соревнований по сноубордингу. И развитие сноуборда вышло на новый виток.
Самая же известная личность того времени — Джейк Бёртон. Он любил сёрфинг и снег и стал фанатом снёрфинга, когда тот появился. Стать прославленным спортсменом по различным причинам он не смог, но любовь к доске жила в нём со студенческих лет. В 1977 году, получив бесценный опыт по оценке бизнеса, будучи рядовым сотрудником крупной компании, Бёртон вложил наследство бабушки в создание Burton Snowboards. Ему часто приписывают создание сноуборда, но, по сути, ему было нужно название, отличное от «снёрфа», так как оно было запатентовано. Теперь же его компания известна как лидер индустрии и внесла в развитие сноуборда огромный вклад.
Со временем сноуборд проник в Европу, начиная с соревнований в Швейцарии, а в 1990 году была создана Международная федерация сноубординга (ISF). В 1998 году сноуборд появился на Олимпийских играх в Нагано (Япония), представленный дисциплинами слалом-гигант и хафпайп.
Так, приблизительно за треть века, идея объединить две лыжи превратилась в одно из самых массовых зимних увлечений по всему миру.
За несколько десятилетий сноуборд претерпел множество изменений и усовершенствований: начиная от бесчисленного многообразия форм и заканчивая карбоновыми усилениями для увеличения жёсткости. Безусловно, для использования сноуборда, помимо самой доски, также потребуются сноубордические крепления и ботинки. Для начала погрузимся в терминологию.
Не только визуальное исполнение влияет на доску. Сердечник, или всё то, что скрывается между топшитом и скользяком, в немалой степени определяет, чего можно ожидать от сноуборда.
Внешне все современные сноуборды очень похожи, часто только броский дизайн выделяет какую-либо модель. Но внутри они могут серьёзно отличаться.
В былые времена различали три типа конструкции сноубордов: сэндвич, кэп и гибрид. Разница заключается в строении боковых стенок сноуборда. Сэндвич — слоёная композиция из разных материалов и усилений, которая по бокам закрывалась специальной боковой панелью. В конструкции кэп топшитом, верхней крышкой, закрываются боковые грани до кантов. Кэп проще и дешевле в производстве, а потому использовался в бюджетных моделях вместе с некачественной начинкой. В итоге сноуборды быстро приходили в негодность: продавливались, ломались и не поддавались ремонту.
На данный момент все уважаемые производители ушли от разделения по строению боковых стенок. Фактически подавляющее большинство сноубордов изготавливаются по технологии сэндвич или визуально похожи на кэп, но в основе имеют аналогичное сэндвичу наполнение. Традиционно плохой и некачественный кэп можно найти либо среди очень старых моделей, либо среди творчества безымянных азиатских компаний, которые предоставляют продукцию по крайне низкой цене.
При проектировании это одна из самых творческих частей сноуборда. От выбора начинки зависит поведение доски примерно в той же степени, как и от её формы или прогиба.
Наибольшее внимание при создании сноуборда уделяется его сердечнику. Это наборная композиция из небольших реек различных пород древесины, повторяющая форму сноуборда, в середине между всеми слоями. Реже дерево сочетают с пенопластом, как правило в наиболее дешёвых и некачественных изделиях. От используемых пород зависят самые важные параметры снаряда: вес, гибкость и прочность.
Тополь — доступная и распространённая древесина. Эта порода умеренно лёгкая, низкой плотности, придаёт доске естественный высокий уровень упругости. Обычно используется в досках начального и прогрессирующего уровня, так как сноуборд с сердечником из тополя получается средней жёсткости.
Бамбук — популярная в последнее время древесина для сердечников. Бамбук доступный для производства, но в то же время прочный и лёгкий. Отличительная особенность — увеличение жёсткости по мере изгибания материала. Обычно с помощью него создаются жёсткие доски высокого класса. Даже небольшое содержание в составе бамбука значительно увеличивает «щелчок» — выпрыгивание на доске и устойчивость в дуге. Чаще всего встречается в сноубордах для фрирайда и карвинга, где особенно ценятся качества бамбука.
Павловния — очень лёгкая древесина, известная своей прочностью и долговечностью. Её используют для максимального облегчения сноуборда, без потери прочности. Обычно встречается в сердечниках сноубордов высокого класса, которые должны быть выносливыми и лёгкими.
Осина — по своему поведению напоминает тополь. Из-за этого сноуборды из этой породы древесины отлично подходят для фристайла и обучения. На приземлении после прыжков важно, чтобы сноуборд был достаточно мягким и прощал ошибки. В то же время сердечник из осины достаточно крепкий, чтобы выдерживать гигантские нагрузки от ударов по рейлам и неудачных приземлений на твёрдые поверхности.
Берёза — это твёрдая древесина, которую также можно встретить в конструкции сноубордов. Она славится своим хорошим соотношением прочности и веса, что ценится при создании жёстких снарядов. Если райдер горит желанием рассекать склоны на больших скоростях, стоит выбирать сноуборд, в составе которого присутствует берёза или бамбук.
Бук, клён и ясень — схожие по плотности и характеристикам породы древесины. Из-за того, что они довольно тяжёлые, используются в стратегически важных местах. Эти породы жёсткие, устойчивые к сжатию, но при их использовании сложнее сохранить весовой баланс и распределить гибкость в нужной степени по длине сноуборда. Всё реже встречаются в составе сердечников, так как успешно заменяются бамбуком или берёзой.
Бальзовое дерево (бальса, абачи) — наиболее лёгкая порода древесины. Бальса произрастает только в Южной Америке, где её вырубка оказывает влияние на окружающую среду. По этой причине сноуборды, имеющие эти породы в сердечниках, очень дорогие, но заметно легче аналогов. Обычно используются в местах, не подвергающихся высоким нагрузкам, в сочетании с более прочной древесиной.
Безусловно, большая часть досок состоит из сочетания различных пород древесины. Причём её распределение в сердечнике не равномерное, а зависит от целевой задумки инженеров. Обычно в носовую часть смещают более лёгкие породы, для лучшего всплытия в паудере, а в хвосте используют жёсткие породы, для большей упругости. Таким образом можно создать направленный сноуборд абсолютно симметричной относительно талии формы.
Не только за счёт сердечника сноуборд проявляет свой игривый или тяжёлый характер. Слои усиления тоже вносят свой вклад, а также серьёзно увеличивают вес конечного изделия. Основные материалы оплётки:
Стекловолокно — прочная гибкая ткань, которая наносится на сердечник и закрепляется эпоксидной смолой. Она увеличивает упругость сноуборда, скрепляет сердечник и повышает торсионную жёсткость.
Фибергласовое волокно бывает разного плетения: одно-, двух- и трёхнаправленное. В трёхосевой ткани нити переплетены под углами 45, 90 и 135 градусов. Чем сложнее плетение, тем больше оно влияет на жёсткость и прочность сноуборда, при этом без значительного увеличения веса.
Для локального увеличения упругости используют углеродные стрингеры — вставки из более жёсткого материала.
Карбоновое волокно используется в сочетании со стекловолокном в отдельных зонах. Карбон — лёгкий и прочный материал, который используется только в верхних линейках производителей.
В сноубордах для экстремального карвинга стекловолокно заменяют карбоном, а также делают вставки из титанала. Титанал — специальный сплав алюминия, который обычно используют в горнолыжном производстве. Гоночные сноуборды, в которых приходится ездить в жёстких ботинках, в качестве усиливающего слоя могут использовать только титанал, но в них добавляют демпферные слои для гашения вибраций.
Примечательно, что стекловолокно и титанал сопоставимы по жёсткости и упругости. Титанал отличается по структуре, поэтому равномернее распределяет жёсткость, передачу усилия и по-другому передаёт вибрации. Карбон приблизительно в три раза жёстче, при этом легче. Но карбон более хрупкий материал, поэтому иногда его сочетают с кевларом (арамидом), что увеличивает его сопротивляемость.
Для большинства любителей сноуборда тонкие нюансы выбора породы древесины сердечника и способа усиления кажутся избыточными. Действительно, для полноценного наслаждения спуском обычно достаточно представлять назначение доски и её приблизительную жёсткость. Но когда навыки позволяют выбираться в бэккантри, а ассортимент опробованных досок переваливает за десяток, тогда могут возникнуть подозрения, что выбор начинки тоже имеет значение.
Или, иначе говоря, прогиб сноуборда. Один из определяющих параметров поведения и возможностей сноуборда. Собственно, каждый сноуборд состоит из нескольких прогибов, но во внимание берётся прогиб в эффективной боковой части. Эффективная кромка расположена между самыми широкими частями носа и хвоста, именно она работает во время езды на сноуборде и соприкасается со снегом на поворотах.
Принято выделять четыре варианта прогибов:
Эксперименты с прогибами порой наделяют сноуборд необычным поведением, которое сложно предугадать. С другой стороны, именно за счёт гибридного прогиба сноуборд может похвастаться максимальной универсальностью или, наоборот, выраженной специализацией.
Форма, или шейп, сноуборда, которая определяет возможности управления и сочетание с поверхностью.
Абсолютно симметричная форма — TwinTip, или True Twin. Такие сноуборды не имеют физической разницы между хвостом и носом. Симметричная форма требуется для фристайла, когда после прыжков с вращениями приземление возможно в любую стойку: гуфи или регуляр. Гуфи — правая нога передняя, регуляр — левая. Такая форма хуже всплывает в пухляке, по сравнению с другими.
Направленная симметричная форма — Directional Twin. Самая универсальная форма под любые задачи. При виде сверху доска такой формы выглядит симметрично. Направленной форму делает один из трёх факторов: смещённые к хвосту закладные элементы для креплений, смещённый относительно оси талии прогиб, распределение веса и жёсткости в сердечнике. В зависимости от задумки инженеров могут использоваться все три способа, чтобы задать направление сноуборду.
При такой форме допустима езда в свитче — непривычной стойке, с другой ноги. Заметно лучше всплытие в паудере по сравнению с True Twin, но менее удобно кататься в парке.
Направленная форма — Directional. Даже беглого взгляда хватит, чтобы понять, что нос и хвост у сноуборда этой формы отличаются. Обычно такие модели создаются либо для карвинга — скоростного спуска по подготовленной трассе, либо для фрирайда — катания вне трасс или по неподготовленной трассе. У такой формы укороченный хвост или вариации «ласточкиного хвоста» — прорезь, напоминающая хвостовое оперение птицы. Также часто ширина носа превосходит ширину хвоста. Как следствие — непревзойдённое всплытие в мягком снегу. Форма предпочтительна для любителей фрирайда, так как значительно облегчает движение.
Асимметричная форма — Asymmetric. У сноубордов такой формы отличаются эффективная длина кантов или их расположение относительно друг друга. Идея использования заключается в том, что давление и контроль под пяткой и носком отличаются. Поэтому удобнее, если будет и разная контактная грань. Как показывает практика, привыкнуть к такой форме достаточно просто. А если пересаживаться с симметричных форм, то даже возникает эйфория от упрощения контроля. Но по характеру поведения такие снаряды будут ближе к Directional Twin или True Twin, так как передний и задний кант определены заранее, а вот где хвост и где нос, определять будет стойка владельца. В связи с этим для глубокого паудера такие доски противопоказаны.
Производители, чтобы упростить поиск и резюмировать все используемые в модели технологии, ставят им оценки в нескольких категориях или задают одну из нижеследующих специализаций.
All-mountain — «любые горы», универсальность. Обычно под этим параметром скрывается возможность кататься в удовольствие по подготовленным трассам. При этом форма и прогиб не ограничивают вас в попытках заехать в парк или съехать с трассы во фрирайд. Хотя порой и явно фрирайдные доски получают высокую оценку в этой категории.
Freestyle/Park — подразумевается возможность прыгать, крутить акробатические элементы и флэт-трюки. Причём порой отличают дисциплины парк (park), хафпайп (half-pipe) и биг-эйр (big air). Сноуборды для парка обычно мягкие, симметричные — для прыжков на небольших трамплинах и скольжений по разным фигурам. Хафпайп и биг-эйр более требовательны к жёсткости и щелчку (упругости) досок, симметричной или направленной симметричной формы.
Freeride — показатель разъясняет, насколько комфортно сноуборд ведёт себя вне трассы. Некоторые бренды отдельно ставят оценку в категориях Powder и Freeride. То есть фрирайд различается по типу: для свежевыпавшего глубокого мягкого паудера и для агрессивных спусков по самым сложным и твёрдым разновидностям снега. Как правило, заниматься фристайлом на таких моделях значительно сложнее, а на некоторых категорически не получится.
Ещё реже проводят оценку по другим категориям. Например, встречается показатель Big Mountain, который описывает возможности доски на больших высотах. Во многом сноуборды Big Mountain похожи на Freeride, но они не обязательно должны так же хорошо всплывать в пухляке.
Не всегда можно понять поведение доски по этим оценкам, а иногда отзывы владельцев не совпадают с мнением производителя. Но чаще всего эти специализации быстро дают понять, подходит ли модель под желания покупателя. И уже после первичного совпадения имеет смысл глубже изучать остальные параметры, связанные с формой, прогибами, сердечником, и наличие прочих технологий для комфортного катания.
Ещё одна опция, которой часто пользуются производители, — рекомендации по опыту сноубордиста. В первый год совладать со сноубордом, предназначенным для эксперта, просто невозможно. Снаряд без перерыва будет скидывать райдера, как бешеный бык наездника. А если доска недотягивает по уровню до владельца, то она начнёт сдерживать его амбиции: меньшая скорость, уменьшение контроля, недостаточная динамика и стабильность. Поэтому часто производители дают рекомендации, кому подойдёт конкретная модель. Выделяют три-четыре градации: новичок — 1–3 сезона при регулярном обучении, прогрессирующий, продвинутый и эксперт. При отсутствии квалифицированного инструктора можно застрять на любом из уровней на долгие годы. Поэтому не стоит пренебрегать советами, курсами и школами профессионалов, если планируете развиваться в качестве атлета.
Новичковые сноуборды прощают многие неточности, связанные с плохой техникой, но не контролируются на больших скоростях. Их выпускают с минимальным количеством полезных улучшений, с простейшим типом скользящей поверхности и из наиболее дешёвых компонентов. Вальяжный характер и медленный разгон дают больше времени для совершения первых поворотов и перехода на следующий уровень.
С повышением класса сноуборда может добавляться множество полезных функций в зависимости от бренда: технологии серрейторного канта, который лучше вгрызается в любую трассу и режет бугры, как у Dream Weaver и большинства сноубордов Jones, сложное распределение веса и жёсткости сердечника и усилений, улучшенный скоростной скользяк, виброгасящие вставки, двухзонный радиус поворота и прочие технологии, повышающие стабильность, прочность и снижающие конечный вес.
Один из наиболее наглядных показателей уровня сноуборда — тип скользящей поверхности. Скользяк из экструдированного полиэтилена медленнее остальных, но наиболее неприхотливый. Возможно, по той причине, что медленнее ехать он уже не может. Обозначается в сопроводительной информации к модели надписью extruded. Более дорогие скользяки выполняются по технологии спекания и обозначаются sintered, обычно с каким-либо числом: 2000/4000 и так далее. Число говорит о плотности спечённого скользяка, и чем оно больше, тем более совершенный и быстрый скользяк перед вами.
Стоит понимать, что хорошо напарафиненный экструдированный скользяк будет развивать скорости, сопоставимые с убитым спечённым скользяком среднего класса. То есть на скорость влияет не только способ изготовления, но и регулярность ухода за скользящей поверхностью. Со временем уход и особенно ремонт истончают базовый скользящий слой, поэтому не стоит лишний раз намеренно ездить по камням на хорошем сноуборде.
Невозможно учесть все подводные камни при выборе первого и даже второго в коллекции снаряда среди огромного многообразия брендов и моделей. Но чтобы выбранный сноуборд в большей степени соответствовал ожиданиям, стоит придерживаться последовательного порядка:
1. Определите свой уровень катания и ваши ожидания на перспективу. Не стоит перепрыгивать через категорию, то есть на начальном или прогрессирующем уровне приобретать сноуборд самого высокого класса для фрирайда. Постарайтесь трезво оценить свои силы, возьмите хотя бы одно занятие с сертифицированным инструктором, который поможет определить ошибки в вашей технике. Далеко не все инструкторы способны управляться с экспертной доской. Если вы не в состоянии трезво оценить свои возможности, даже спустя десять лет фанового катания вовсе не обязательно, что вам по силам будет на все 100% использовать сноуборд, рекомендованный для продвинутого пользователя. В то же время, если вы твёрдо намерены развиваться и тренируетесь у опытного тренера, можно взять сноуборд немного «на вырост».
2. Определите стиль, который вам ближе по духу: карвинг — скоростные спуски, фристайл — прыжки в парке или на естественном рельефе и фрирайд — катание вне трасс. Даже если вы не уверены, что вам больше нравится, есть множество моделей, которые хороши в двух из трёх направлений. Если совсем не определились — категория All-mountain без выраженной сильной стороны.
3. После того как круг поиска сузился, следует отсечь сноуборды по ростовке. Почти у каждого бренда есть рекомендации по выбору ростовки модели в зависимости от веса пользователя. Общая рекомендация по выбору: базовая ростовка считается по формуле. Для мужчин: 136 + вес пользователя * 0,3 (для 75 кг: 136 + 22,5 = 158,5 см); для девушек: 127 + вес пользователя * 0,4. Фактически разница в плюс-минус 2 см будет практически незаметна. Ростовка может дополнительно повлиять на поведение сноуборда: если длина сноуборда меньше базовой на 3–7 см, то снаряд будет более манёвренным и проще управляться; если больше на 3–5 см, то управлять им будет сложнее, но больше стабильности на скорости. Но точно не стоит покупать сноуборд с ростовкой, которая не подходит по весовым рекомендациям. Либо снаряд будет слишком мягким, либо неуправляемым, если вес пользователя не соответствует длине доски. Фрирайдные сноуборды с укороченным хвостом могут сильно отличаться по ростовкам от базовой «теоретической», поэтому следует ориентироваться именно на указания производителя.
4. Определите размер ноги, а с ней и размер крепления. Если ваш размер 44 Euro и более, следует обращать внимание на ширину сноуборда. Для больших ботинок требуются крепления размера L (XL), а они при перекантовке могут цепляться за снег на стандартных сноубордах. Поэтому многие модели выпускаются в ростовках с припиской W, которая значит Wide — широкая. Например, сноуборд Nidecker Merc выпускается в ростовках 156W, 159W, 162W.
5. В завершение, когда большая часть моделей отсеялась, можно уже обратить внимание на прогиб, форму, сердечник, используемые технологии и стоимость. Различные комбинации этих параметров даже среди сноубордов одной группы придают им разные характеры: какие-то модели изначально заряжены на игривое управление, баттеры и лёгкость, а другие — на агрессивные скоростные спуски. У большинства брендов, представленных в магазине «Кант», существуют модели разного класса как для новичков, так и для прорайдеров.
Теперь, вооружившись знаниями, выбрать идеальную модель станет гораздо проще. Помните, что скатиться по снегу можно даже на двух связанных лыжах, но правильно подобранный сноуборд многократно поднимает планку удовольствия на склоне. Старайтесь каждый сезон окроплять канты снегом и не забывайте ухаживать за основным источником веселья в зимний период.
Автор статьи:
Кирилл Гурьев — сертифицированный инструктор пешего туризма: стаж 3 года. Лидер команды по прыжкам с верёвкой WS Ropejump, на протяжении 12 лет. Промышленный альпинист — 15 лет стаж. Организатор спортивных мероприятий и фестивалей с 2012 года.
Читать статьи по теме