Москва
Регион доставки Москва? Да, верно Выбрать другой
Москва Зеленоград Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Интернет-магазин с 9 до 21
Мастерская
Мастерская
  Войти
  Корзина
Все разделы
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
Мастерская  
 
Москва Зеленоград Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Регион доставки Москва?
Да Другой
 
   

ТОП-5 рюкзаков для фрирайда

ТОП-5 рюкзаков для фрирайда

Суровое лицо, куртка без утеплителя, широкие и длинные лыжи или сноуборд, большие очки-маска, легкая походка – так выглядит горнолыжник или сноубордист, выбравший катание вне обработанных трасс – фрирайд. Что упущено в портрете? Правильно - не хватает рюкзака на плечах. Почему образ неполон без специального рюкзака и каким он должен быть - поясним в специальной статье.

Функции и особенности применения рюкзаков для фрирайда

Вне подготовленных трасс рюкзак нам необходим в первую очередь для того, чтобы взять с собой оборудование, которое должно помочь справиться с чрезвычайной ситуацией, в первые часы ее наступления и без посторонней помощи, которая совершенно точно придет нескоро.

Самый большой риск при катании вне трасс – попасть в лавину. Поэтому в первую очередь нам необходимо положить в рюкзак лавинное оборудование: бипер (лавинный датчик), щуп, лопата – обязательный минимум, без чего нельзя выходить на дикий склон. И если бипер мы носим непосредственно на теле, то щуп и лопату мы возим в рюкзаке. Поэтому в рюкзаках для фрирайда всегда есть специальное отделение, куда должен быть быстрый доступ (ибо каждая секунда на счету), для лопаты и щупа. В этом специальном отделении эти два предмета лежат строго отдельно, не спутываясь с другими вещами, чтобы их можно было бы извлечь из рюкзака мгновенно.

Катание на лыжах и сноуборде – занятия небезопасные, возможно получить травму при падении или при попадании в лавину. Поэтому для оказания первой помощи совершенно необходимо иметь при себе аптечку, хотя бы минимальную, содержащую в первую очередь перевязочные материалы для обработки ран и фиксации сломанной конечности, а также грелки, спасательное одеяло и т. п.

Небольшой ремнабор также совершенно необходим - как минимум мультитул с несколькими вариантами отверток, немного «серебряного» скотча, пластиковые хомутики, стяжки… Только представьте себе, что посреди огромного дикого склона у вас разболталось крепление или сломалась палка, а спускаться до населенного пункта еще очень далеко…

Также, учитывая, что погода в горах может меняться быстро и что в ходе физически активного дня фрирайдеры начинают уставать, а значит и больше мерзнуть, необходимо иметь с собой запасные варежки / перчатки и дополнительную теплую одежду (флиску, жилетку, тонкую пуховку). Также очень желательно иметь с собой запасную маску на случай снегопада, запотевания или падения лицом в снег.

Совершенно обязательно иметь с собой средства связи и ориентирования. Как минимум смартфон с GPS-навигацией и забитыми контактами спасателей. Однако далеко не везде в горах есть связь. Кроме этого, смартфоны на холоде имеют обыкновение быстро разряжаться. Поэтому нужно дополнительно иметь с собой power bank и очень желательно нормальный GPS- навигатор и рацию. Ну и еще фонарик с запасными батарейками не помешает. При катании в холодных условиях, в лесной зоне, также желательно взять с собой набор для разжигания костра: заправленная зажигалка, бумага в гермоупаковке.

Отправляясь кататься на целый день, мы также всегда берем с собой питье (желательно теплое, а значит - термос) и, хотя бы минимальный перекус: шоколадки, энергетические гели или батончики, бутерброды.

Ко всему прочему добавляются мелочи типа крема от солнца, денег и документов, ключей от дома, GoPro и прочего.

Ну, а если ваше фрирайд-мероприятие выходит за рамки обычного катания вблизи курорта, если планируются спуски с веревкой, передвижение по ледникам вверх и вниз, ски-тур и тому подобное, то ваш арсенал сразу же пополняется камусами, лыжными или альпинистскими «кошками», веревкой, страховочной системой, комплектом карабинов и ледобуров, прочими альпинистскими атрибутами.

Практически ни от чего отказаться из вышеперечисленного списка невозможно – от наличия того или иного элемента снаряжения зависит не только ваш комфорт, но, в первую очередь – безопасность, а то и жизнь.

Ну и как тут обойтись без рюкзака со специфическим устройством? Никак! Без удобного, прочного, хорошо организованного рюкзака фрирайд становится более, а не менее опасным. Для фрирайдера – рюкзак точно такая же необходимая часть снаряжения, как лыжи или сноуборд.

Список снаряжения, который надо брать с собой - внушительный, и поместится он только в специальный рюкзак, который небольшим объемом и обтекаемостью напоминает штурмовой, а внешней навеской - туристический.

Объем такого рюкзака обычно в районе 30-40 L, но это для рядовых участников фрирайдного приключения, а вот гиды, на которых лежит бОльшая ответственность, часто катаются даже и с рюкзаками объемом 50 L.

Рюкзак для фрирайда, конечно, должен быть меньше экспедиционного – т. к. просто нет такого количества необходимых вещей, которые возить с собой по склону, но больше городского по объему, чтобы необходимое не впихивать в ограниченный объем.

Величина объема задает внешний вид рюкзака, меньшие по объему снабжаются меньшим количеством стягивающих элементов, что ограничивает возможности размещения оборудования снаружи – зато выглядят более элегантными, компактным. Без средств внешней подвески рюкзак меньше цепляется за растительность во время лесного катания. Многие райдеры на подъемнике не снимают рюкзак со спины, в таком случае удобнее иметь меньше ремней и петель, чтобы не зацепиться, или отстегнуть, утянуть, спрятать выступающие элементы.

Рюкзак должен вмещать все необходимое внутрь и при этом быть, повторим, неплотно набитым, должен быть запас по объему. Даже если все необходимое и удалось хорошо разместить и, надавив коленом, застегнуть молнию рюкзака, нередки ситуации, когда потребуется что-то добавить к грузу - очень плотная упаковка не позволит этого сделать. При чрезмерно набитом рюкзаке поиск и извлечение нужного предмета проблемны – нужно будет разгружать весь рюкзак, чтобы добраться до нужного и, наконец, расстегнув туго набитый рюкзак можно не удержать содержимое, которое выпадет наружу и рассыплется по склону.

Оценивать - что нужно, а что не нужно брать с собой следует исходя из индивидуального опыта, потребностей и характера намеченных приключений: если поблизости будет вертолет, джип, горный приют, гиды или сопровождающие с 40-50 литровыми рюкзаками, достаточно рюкзака поменьше. Если планируется автономная программа, удаленная от цивилизации, вещей и места для них понадобится больше.

Это же касается и ремешков внешней подвески оборудования. Если кататься предстоит от вертолета до приюта можно обойтись без нее. При продолжительных поисках снега и своей линии – лучше пусть строп и веревочек будет побольше, чтобы нарастить, удлинить или еще более надежно закрепить лыжи или расстегнутый сплит.

Ключевые особенности рюкзаков для фрирайда

1. Достаточное, хорошо организованное, внутреннее пространство с легким доступом

Основное отделение рюкзака обычно имеет несколько проемов для доступа к нему. Один большой, причем настолько, что, если его расстегнуть полностью - весь рюкзак раскроется как книга, содержимое можно будет укладывать во внутренний объем, как в чемодан или ящик комода и один-два проема поменьше, чтобы только просунуть руку, положить / вынуть какой-либо нужный предмет. Кроме того, доступ во внутренний объем у фрирайдных рюкзаков должен быть с нескольких сторон, со стороны спины, так чтобы не мешало прикрепленное снаряжение, сверху - для возможности поместить что-то даже в надетый на плечи рюкзак. Основное отделение должно быть достаточно большим, чтобы гарантировано и удобно разложить все необходимое. Чтобы не обшаривать все окрестности объема в поисках какой-то мелочи. Чтобы не вытаскивать лавинную лопату из-под вороха запасных вещей. Чтобы не «возить воздух», имея бОльший объем рюкзака, чем необходимо.

2. Удобная внешняя навеска

Возможность не только положить внутрь все необходимое, но и закрепить снаряжение или одежду на внешней навеске. Причем, возможность крепить что-то на рюкзак снаружи – довольно важная опция даже для моделей, спроектированных для самого простого, базового, околокурортного варианта фрирайда, а для рюкзаков, заточенных под серьезное бэккантри, это просто must have.

Для того, чтобы надежно закрепить вещи на внешней навеске она должна быть правильно организована: петли, стяжки, ремни, клапаны – столько, сколько необходимо, так, чтобы снаряжение можно было бы быстро крепить к рюкзаку и быстро снимать его, да и еще, чтобы во время катания или сильного ветра, при передвижении по рельефу оно бы не отцепилось от рюкзака и не болталось бы, норовя ударить вас по голове или ногам.

3. Прочная и легкая основная ткань, которая не будет разрываться при довольно жестком использовании во время катания

Катаетесь по лесу? Вы точно будете задевать рюкзаком о ветки и стволы деревьев. Передвигаетесь в альпинистском стиле в скальном поясе? Вы точно будете «шкуродерить» рюкзаком о скалы. Что уж говорить о том, что все эти ледорубы, телескопические палки, кошки, лопаты, щупы и т. д. сделаны отнюдь не из белого, пушистого меха, а из острого металла. Механические «терки» для фрирайдного рюкзака практически неизбежны.

4. Непроницаемость внутреннего пространства для воды и снега

Вы падаете, в снег, снег падает сверху, а иногда и в дождь приходится попадать, льющий на нижних станциях канатных дорог – все это, естественно, не должно приводить к тому, чтобы влага попадала внутрь рюкзака, чтобы ваши вещи и снаряжение промокало.

Соответственно, в рюкзаках для фрирайда и скитура предусмотрено использование специальных деталей, противодействующих промоканию: водостойкие молнии, плотные ткани с водоотталкивающими пропитками, специальные планки, дублирующие молнии изнутри, особый крой рюкзака, перекрывающий возможности влаге попадать внутрь.

5. Стабилизирующие положение рюкзака системы во время движения райдера по склону

Во время катания вы активно двигаетесь и, чтобы рюкзак у вас не болтался по спине в нем, должны быть: поясной ремень, стяжка лямок на груди, стропы – оттяжки, которые предназначены для ликвидации любого перемещения рюкзака по спине во время даже очень интенсивных телодвижений. Ремни и лямки должны быть подогнаны, надежно застегнуты и крепко затянуты.

Кстати, несмотря на то что многие компании сейчас выпускают специальные версии рюкзаков, чья форма учитывает особенности женской фигуры, если девушкам – фрирайдерам нравятся и хорошо подходят модели – унисекс, если покажется комфортной «мужская» модель, то просто следует прислушиваться к ощущениям своей спины.

6. Яркая ткань

Веяние времени – все больше рюкзаков для фрирайда делается в ярких тонах: красный, желтый, оранжевый. Это очень хорошо и работает, в первую очередь для повышения безопасности райдера на склоне – в случае чрезвычайной ситуации его будет лучше видно на белом снегу.

7. Усиления в районе спины

Главная, а исторически – изначальная, функция рюкзака для фрирайдера – защищать его спину от удара при падении, поэтому практически у всех современных моделей рюкзаков есть усиленная спинка, которая играет роль надежной «брони», заслоняющей позвоночник от ударов о скалы, камни, лед при падении. Защитные спинки выполняются из вспененного пластика или комбинации жестких и мягких пластин из различных материалов, позволяющих рюкзаку сохранять свою форму и, кроме того, спину хозяина от перегрева, за счет вентиляции.

8. Дополнительные карманы / отделения для мокрого и грязного

Не лишними будут боковые карманы или отделение, изолированное специальными водонепроницаемыми материалами от основного - для хранения мокрого или грязного снаряжения.

9. Специальное, отделение для лавинного снаряжения

Необходимость средств лавинной безопасности ясна всем и не обсуждается. Гиды единодушны: в этом отделении ничего кроме «лавинки» лежать не должно - для быстрого и беспрепятственного извлечения при происшествии.

Вместе с тем, размер и особенности этого отделения часто наталкивают на мысль о его двойном использовании вне зоны снега - положить сюда, например, мокрые камусы, скитурные кошки, кроссовки во время выходов в теплых, бесснежных условиях, с подходами по тропам (ботинки для катания при этом размещаются в креплениях лыж-сноубордов).

Все «не лавинное» укладывается в это отделение таким образом, чтобы не перекрывать доступа к собственно щупу и лопатке, т. е. в глубине кармана, и только тогда, когда позволяет его объем. Излишне плотная компоновка, с закрытием «внатяжку» - неприемлемы, открытие и закрытие застежек должно осуществляться без усилий.

На стенке отделения, где находится противолавинное снаряжение часто размещается информация о поведении в аварийной ситуации.

Небессмысленным представляется напомнить алгоритм действий в чрезвычайной ситуации: по указанию гида или при необходимости:

  1. снять рюкзак,
  2. расположить его выше по склону, прижать к поверхности коленом,
  3. расстегнуть карман, достать щуп или лопату,
  4. застегнуть карман, рюкзак надеть обратно на спину,
  5. собрать лопату или щуп – доложить и ждать дальнейших распоряжений либо приступить к работе.

Дополнительные особенности рюкзаков для фрирайда:

В современных моделях рюкзаков всегда имеется мягкий, внутренний карман для запасной маски.

На поясном ремне часто размещаются маленькие кармашки, в которые можно положить гигиенические салфетки, энергетические батончики, шоколадки.

Рукава для трубки питьевой системы, ведущие из-за спины к лицу райдера, редко используются по прямому назначению, обычно через них пропускают провода тангенты радиостанции. Они могут быть интегрированы в плечевую лямку или крепиться сверху лямки.

Очень полезен наружный держатель для шлема - лоскут сетки или эластичной ткани, позволяющий плотно и надежно прижать шлем к рюкзаку, в нескольких положениях: сзади или сверху, если сзади закреплен сноуборд. Так шлем удобно переносить внизу, пока вы передвигаетесь к подъемнику, вертолету или ратраку, погода жаркая и вам не хочется надевать шлем на голову.

Наиболее популярные модели рюкзаков для фрирайда, представленные в «Канте». Цифры в названии моделей – литраж рюкзаков

Deuter 2020-21 Freerider 30 и Freerider 28 (женская версия)

Сильно обновленная, популярная в прошлые года модель, теперь и в ярких расцветках. Вместительные добротные рюкзаки, вес около одного килограмма, имеются петли для крепления буквально всего, от альпинистского снаряжения на поясе до солнцезащитных очков на груди. Неиспользуемые ремни убираются вовнутрь.

Из главных достоинств – фирменная спинка, Deuter Alpine Back System с очень легкой U-образной рамой из пластика Delrin® для удобства и вентиляции.

Держатель шлема в комплект не входит, шланг питьевой системы или провод тангенты рации прокладывается поверх лямки.

Dakine 2020-21 Heli Pro 20 L и 24 L

Модель - наследник более объемной модели Dakine Pro II. Вес тоже около 1 кг, конструктивные решения, традиционно, отличны от Deuter. Плечевые лямки вшиты снаружи от люка входа в рюкзак со стороны спины. Лямки Dakine очень мягкие и комфортные. Застегнута молния или нет, через спинку из надетого рюкзака ничего не вывалится.

Спинка устроена очень проще, чем у Deuter Freeride, но она тоже весьма удобна, эргономична, соответствует анатомии и хорошо проветривается. Шланг гидратора или провод тангенты можно пропустить внутри лямки. Лишние ремешки подвесок убираются внутрь. Есть боковой карман, держатель для шлема. Расцветок стало поменьше, по сравнению с прошлым сезоном.

Black Diamond Dawn Patrol 15 и 25

Цветовая гамма лаконичнее, строже, формы аскетичнее. В остальном - в русле современных тенденций, все необходимое в наличии, вес – килограмм, у версии меньшего объема (0,91 кг) нет возможности закрепить лыжи по бокам рюкзака, буквой «А».

Некоторым райдерам спинки рюкзаков Black Diamond казались высокими, упирались в основание шлема, поэтому, примерка - обязательна. В комплекте - держатель для шлема, изящное фирменное крепление для ледоруба. Грудная стяжка перемещается по лямкам вверх-вниз не на скользящем зажиме, а по ленте-стропе – это интересное решение, также к стропе удобнее крепить микрофон рации.

Проем кармана для лавинного снаряжения адаптирован только и исключительно под лопату и щуп - ничего дополнительного туда не положишь. Трубка питьевой системы прокладывается внутри лямки.

THULE 2019-20 Upslope 20L

Самая легкая модель в обзоре. В жертву малому весу (всего - 0,8 кг) принесено многое: объем невелик, лямки тонкие, есть боковые карманы, но для лавинного снаряжения отдельного отсека нет – лишь органайзер в основном отделении.

Тем не менее, закрепить ледоруб, лыжи по диагонали, сноуборд по вертикали можно. Отдельного держателя для шлема нет. Ремешки внешнего крепления прячутся особенно хорошо, за кусты или подъемник не зацепятся. Два цвета - не броский темно-синий и яркий салатовый Lime Punch

Jones DSCNT 32 L

Цвет - только черный, вид брутальный, ремни крепления самые широкие, ткань самая плотная и непромокаемая, вес самый тяжелый из моделей обзора - 1,4 кг. Модель хорошо оснащена, отсек для лавинного оборудования полноразмерный и просторный, с удобным доступом, держатель для шлема есть, шланг питьевой системы прокладывается внутри лямки, ремешки снимаются и прячутся внутрь, на поясе два кармана. Из особенностей - металлический каркас, проем со стороны спины решен необычно – он «откидывается» вверх. Модель меньшего объема - Jones DSCNT 25L Black проще, нет входа со стороны спины, меньше карман для «лавинки», цвет тоже только черный.

Отдельно хочется упомянуть противолавинные рюкзаки со встроенными системами безопасности

Эти рюкзаки выделяются своей ценой, которая оправдана применением в таких моделях специальных быстронадуваемых подушек, которые приводятся в действие лыжником или сноубордистом при угрозе попадания в лавину.

Кроме наличия противолавинных систем эти модели ничем не отличаются от обычных рюкзаков для фрирайда по своему функционалу.

Если у вас есть финансовые возможности приобретать такие модели, то мы вам настоятельно советуем это делать и использовать такие рюкзаки во время катания по диким склонам. Жизнь всегда дороже любых денег!

Мы рассмотрели проверенные временем, вместительные Deuter Freerider, не менее популярные, добротные, броские Dakine Heli Pro, элегантные и основательные Black Diamond Dawn Patrol, легкие THULE Upslope, новинку от авторитетного производителя сноубордов Jones DSCNT, но в магазинах «Кант» представлены и другие рюкзаки для фрирайда

Надеемся настоящий обзор поможет вам в выборе оптимальной модели. Добро пожаловать и до встречи в горах!

Также рекомендуем вам полезные статьи:

У «Канта» теперь есть свой официальный Телеграм-канал и мы восстановили работу нашего Twitter. Подписывайтесь!



Открыть в приложении ★★★★★