Готовы сразу перейти к покупкам?
Листья упали - велосипедисты пропали. Знакомая картина? А чем, собственно, катание осенью отличается от летнего? Какие могут возникнуть сложности? Есть ли плюсы? Стоит ли закрывать сезон?
Да, сразу хочется сказать, что плюсы, безусловно, есть, и немало, закрывать сезон точно преждевременно – впереди еще полно чудесных катальных дней, однако, как говориться: «есть нюансы» - не хочется, чтобы осенние велоприключения превращались в велоподвиги с элементами не сколько выживания, сколько дискомфорта.
Если с погодой ничего не поделаешь – ее нужно только принимать «как есть», то есть вещи, которые точно можно изменять в зависимости от того – как вы катаетесь, где вы катаетесь, как долго вы катаетесь?
Об этих вещах – как тех, которые мы надеваем на себя – в виде одежды, обуви и аксессуарах, так и тех, которые можно устанавливать на ваш велосипед – для его лучшей работы в межсезонье, мы и поговорим в нашей статье.
В среднем осенью температура заметно ниже летней, а влажность чаще всего повышена. Это заставляет задуматься о защите от ветра, который, даже на небольшой скорости, может оказаться пронизывающим.
В запасе у каждого велосипедиста, который не ограничивается катанием после 1 сентября, обязательно должна быть легкая дышащая ветровка, которая всегда будет служить наружным слоем (за исключением сильных дождей). Такая ветровка не должна согревать, она лишь защищает внутренние слои одежды от продувания. Не стоит без крайней необходимости в качестве ветровки использовать дождевик из полностью непромокаемой (и недышащей), ткани. Ветровка в сухую (без осадков) погоду должна минимально ограничивать воздухообмен внутренних утепляющих слоев с окружающим воздухом. Только в таком случае эти слои останутся сравнительно сухими, а значит, сохранят способность вас согреть. Если верхний слой заменить на что-то менее «дышащее», то рано или поздно влажность внутри сильно вырастет и внутренние слои намокнут. Это в свою очередь приведет к тому, что они сами по себе начнут сильнее препятствовать испарению и будут накапливать влагу в себе. И так до тех пор, пока их не высушить, что может быть довольно затруднительно.
Поэтому одно из основных правил во время осенних велопокатушек - одеваться как можно легче и не утепляться сразу со старта. Как только вы выйдете из нагретого помещения на улицу, вам должно быть заметно холодно, однако всего через несколько минут после начала активного движения вам будет вполне комфортно. Если же одеться как для пешей прогулки, то очень скоро даже при сравнительно небольшой интенсивности езды вам станет жарко, и скорее всего вы не успеете заметить, как внутренний слой одежды наберет в себя избыточное количество влаги.
В одной и той же одежде осенью не может быть комфортно одновременно и в движении, и на остановках. Поэтому, если планируются более-менее длительные (15 минут и более) перерывы в катании, то стоит взять с собой «стояночную» теплую жилетку или очень тонкую пуховку, которую можно быстро накинуть, и так же быстро снять, спрятав ее в рюкзак, в гермоупаковку.
Подробная статья о том, как правильно выбрать гермоупаковку в «Канте»
Осень в средней полосе - пора очень непредсказуемая. Погода может преподнести любой сюрприз, и весьма внезапно. В первую очередь нужно быть готовым к резким перепадам температуры (от легкого минуса до почти летних +20). Если планировать заезд на несколько часов, то очень желательно иметь несколько утепляющих слоев одежды (помимо «стояночной»), чтобы при необходимости можно было быстро «отрегулировать» теплоту одежды. Так, например, утром до рассвета (а осенью светает часов в 7 и позже) очень холодно, а по мере приближения середины дня в солнечный день температура может вырасти на пару десятков градусов. Неплохим вариантом может быть использование тонкого термобелья утром (вечером), и замена его на «летнюю» джерси днем. Если же температура упала неожиданно сильно, то их можно использовать одновременно.
Что касается ног, то обычно они легче адаптируются к широкому диапазону температур. Тут больше проблем может возникнуть с брызгами из-под колес (про крылья поговорим отдельно), ведь по осени редко какая поездка может обойтись без мокрых и грязных дорог. Тут вариантов несколько, каждый выбирает наиболее приемлемый. Первый вариант - обтягивающие слегка утепленные тайтсы в качестве единственного слоя. Легко намокают, но мгновенно сохнут за счет тепла тела и обдува. Очень удобные, не сковывают движения, абсолютно не препятствуют испарению влаги. В сравнительно сухую погоду это, пожалуй, оптимальный выбор. Второй вариант - тонкое нательное термобелье в сочетании с ветрозащитными и более свободными штанами. При этом «верхние» штаны желательно с водоотталкивающими свойствами. Такая комбинация более универсальна. В небольшой дождь штаны защитят белье от намокания, также они не будут промокать от легких брызг. В целом это обеспечит больший диапазон комфорта в разных погодных условиях, но нужно понимать, что штаны должны иметь «велосипедный» крой (быть заужены на щиколотках или иметь липучки для уменьшения объема), а в сильный проливной дождь или при постоянном форсировании луж они все равно намокнут.
Ну а раз уж зашел разговор про дождь (а куда без него осенью?), то тут все довольно просто. Хорошая мембранная одежда верхним слоем поможет остаться в относительной сухости. И чем более дышащий вариант вы подберете, тем больше комфорта удастся сохранить. Хочется еще раз предостеречь от продолжительного использования дешевых дождевиков, типа «полиэтиленовый пакет в форме куртки». От дождя они вас, разумеется, защитят, но если вы будете в них ехать достаточно долго, да еще и интенсивно, то намокните (вспотеете) не снаружи, а изнутри.
Пожалуй, наиболее важным условием комфортного катания осенью является обувь. Пусть вам будет слегка прохладно (или жарковато), пусть даже одежда немного намокнет, но главное - чтобы в тепле и сухости оставались ступни. При езде на велосипеде это самая уязвимая для холода часть тела, так как ступни практически всегда остаются без движения, особенно при использовании контактных педалей и тем более при монотонной езде по ровному асфальту или грунту. И именно ступни в первую очередь страдают от проезда луж и сырых дорог. Поэтому к выбору осенней обуви нужно подойти тщательно. Собственно, обувь не должна быть сильно теплой, но она обязательно должна быть минимально продуваемой и крайне желательно, чтобы в ней присутствовала защита от воды. Лучше всего, если это будет мембрана. Есть вариант использовать летние модели обуви в сочетании с бахилами. Это более бюджетно, но обладает рядом недостатков. Во-первых, бахилы будут препятствовать испарению влаги, поэтому ноги могут промокнуть «изнутри», а во-вторых бахилы практически исключают возможность нормальной ходьбы вне велосипеда. Ну и при сильных осадках или проезде глубоких луж они могут не справится с защитой от воды.
Влажная осенняя погода приводит к тому, что даже при более-менее аккуратном катании любой выезд на грунт сопровождается мгновенным заляпыванием ботинок грязью из-под колес. Поэтому при выборе осенней обуви стоит отдать предпочтение моделям без шнурков, с более технологичными системами фиксации, которые не зависят от грязи. Вообще, чем меньше рельефных поверхностей и различных углублений на обуви, тем проще ее мыть, тем быстрее она будет сохнуть. Осенней порой придется делать это довольно часто. Также стоит обратить внимание на подошву. На мокрых корнях и камнях может быть чрезвычайно скользко. А самые острые ощущения возникают при появлении неожиданной изморози на плитке, которой так изобилуют улицы города. Поэтому подошву лучше подобрать достаточно цепкую, с более мягким компаундом по сравнению с летними моделями.
Очень важная деталь, которая касается и велоодежды и велообуви на межсезонье – наличие световозвращающих элементов. Чем их будет больше – тем лучше. Вас должно быть видно хорошо в сумерках, на максимально большом расстоянии.
Помимо теплой одежды, важную роль в комфортном катании играют аксессары. Казалось бы, это мелочи, но истина в том и это – правда, что отсутствие даже очень маленькой мелочи может доставить вам массу дискомфорта.
Кисти рук на ветру могут замерзнуть довольно легко, поэтому лучше приобрести модель с «полными» пальцами. Сильно теплые модели выбирать не стоит, но все зависит от вашей физиологии. Важно, чтобы перчатки не ограничивали движения и были подобраны строго по размеру. Излишне «плотная» посадка может ограничивать кровоток, а «расслабленная» может мешать управлению и натирать кожу в местах, где она соберется складками. На удивление хорошо для многих работают осенью простые модели из тонкого флиса - с одной стороны они достаточно теплые, с другой - не сковывают движения и не препятствуют испарению влаги.
Также, можно использовать тонкие флисовые перчатки с мембраной, которые применяются в других видах спорта.
Важная и очень полезная деталь осенью – подшлемник. Хорошо, если он позволяет закрыть уши - они в холодное время часто страдают от ветра. Один из наиболее универсальных вариантов - легкий BUFF. Главное убедиться, что размер шлема позволяет его надеть и шлем не сидит слишком туго. В противном случае придется подобрать более просторную модель.
Велоочки летом защищают от яркого солнца и насекомых, но и осенью без них сложно. Они защитят от брызг из-под колес автомобилей, от ветра, и самое главное - от капель дождя на скорости. Осенью очень высокая влажность, поэтому многие очки легко запотевают (особенно модели с диоптрийными вставками). Впрочем, с этим можно бороться - при остановке старайтесь первым делом снять очки (их можно закрепить дужками в отверстия на шлеме) и не надевайте их, пока не будете готовы ехать. Можно также рассмотреть модели с антизапотевающим покрытием, но не забывайте соблюдать правила ухода за ним.
Вот и все основные моменты, которые касаются одежды и аксессуаров в осенний период. Но не менее важно соответствующим образом подготовить и сам велосипед.
Основную защиту обеспечивают крылья. Если летом в сухую погоду можно обойтись без них, то осенью это сделать намного сложнее. Существуют разные варианты крыльев, которые служат разным целям. Первый вариант - классические полноразмерные. Они обеспечивают максимально возможную защиту как велосипедиста, так и самого велосипеда - это касается в первую очередь элементов трансмиссии и тормозов. С полными крыльями вы защищены от брызг из-под колес практически полностью, за исключением, разве что обуви. Но есть у них и недостатки.
Во-первых, не на всякий велосипед возможно их установить (например, отсутствуют точки крепления, недостаточны зазоры между рамой/вилкой и резиной).
Во-вторых, при езде по грунтам с высоким содержанием глины полные крылья склонны забиваться грязью (и опавшими листьями).
В-третьих, при езде по пересеченной местности (камни, корни, сильные неровности) полные крылья могут доставлять излишние проблемы (дребезжать, болтаться), а при агрессивной езде могут не выдержать и сломаться. Опять же, если вам важен вес велосипеда, обратите внимание, что полные крылья сравнительно тяжелые, и их довольно непросто снять.
Более универсальный вариант - быстросъемные крылья. В зависимости от модели, они обеспечивают защиту от воды и грязи примерно до середины бедра, все что ниже останется без защиты. Также они никак не защищают элементы трансмиссии велосипеда. Однако у них есть масса плюсов. Во-первых - простота и скорость установки. Как правило, такие крылья можно установить практически на любую модель велосипеда быстро и без применения инструмента. Также не возникает проблем с забиванием грязью, с зазорами до колеса. Однако при установке нужно правильно расположить крыло относительно колеса и разместить его как можно ближе к резине (но, чтобы не было задеваний за колесо при тряске).
При выборе модели обратите внимание на количество и диапазон регулировок, которые помогают правильно расположить крыло. Хороший пример - заднее крыло BBB 2020 GrandProtect MTB. Брызговик можно подобрать под цвет своего велосипеда.
Также доступна версия, где сам пластик белого цвета, яркий и заметный - BBB GrandProtect MTB White.
Для меньших по размеры колес подойдет крыло BBB 2020 HighProtector 24/26 Black.
Оно легко устанавливается на большинство велосипедов с колесами 27,5”- 29” и любым диаметром подседельного штыря с помощью гибкого хомута. На амортизационную вилку можно установить переднее крыло специальной формы, которое не мешает ее работе. Эти крылья также доступны в разных цветах
.Есть и совсем минималистичный вариант - так называемые «грязевые щитки». По сути это просто фигурные кусочки гибкого пластика, которые крепятся к велосипеду с помощью стяжек или «липучек». Такие щитки не могут обеспечить хорошей защиты от грязи и брызг, но зато обладают ничтожным весом и могут целенаправленно защищать определенные элементы, например, ноги вилки, подшипники подвески, каретку. Например, комбинация из щитка на нижнюю трубу рамы и на корону вилки может практически полностью защитить от брызг и грязи лицо и торс. В сочетании с быстросъемным крылом сзади это может по уровню защиты сравнится с полным комплектом быстросъемных крыльев. Примером может послужить щиток BBB 2020 FlexFender Black.
Не стоит забывать и о том, что фляги с водой тоже могут забрасываться грязью из-под колес. Проблема решается покупкой фляги с защитным колпачком. Он позволит с одной стороны сохранить клапан фляги в чистоте, с другой стороны - не мешает пользоваться флягой одной рукой. Например, BBB 2020 AutoTank Mudcap autoclos 550 ml Clear
Также есть версия увеличенного объема BBB 2020 AutoTank XL Mudcap autoclose 750 ml Black
Оба варианта доступны в черном и прозрачном исполнении.
Важным элементом подготовки к осени является выбор смазки. Дело в том, что от постоянного контакта с водой (дожди, проезд луж) цепь вымывается значительно быстрее, чем в сухую погоду. Также дело усугубляется налипанием на цепь грязи с колес. Поэтому хорошая смазка должна быть одновременно устойчивой к вымыванию водой и препятствовать налипанию грязи. Примером может служить смазка Muc-Off Wet Lube 120ml 150
Для продолжительных заездов есть еще более устойчивая версия смазки Muc-Off Wet Lube 50ml 300.
Когда нужна максимальная эффективность трансмиссии, дополнительные ватты поможет сэкономить керамическая смазка MUC-OFF C3 Wet Ceramic Lube 120ml 75
А для того, чтобы не остаться без смазки вдали от дома, есть вариант объемом в 50 мл.
Его можно взять с собой, и он не займет много места в рюкзаке или сумке.
Если же ваш сезон не заканчивается осенью, обратите внимание на специальную смазку, адаптированную к работе при низких температурах MUC-OFF 50 Degree Lube 40.
С такой смазкой гибкость цепи сохраняется на исключительном уровне при самых низких температурах.
Не забывайте, что смазку следует наносить только на чистую цепь. Можно по старинке снимать ее с велосипеда и мыть отдельно в бутылочке с растворителем. А можно использовать максимально удобное и технологичное устройство - очиститель цепи MUC-OFF Chain Doc 40.
Еще одна особенность катания осенью - короткий световой день. Поэтому для продолжительных поездок обязательно иметь хороший свет, причем, не только в виде головного освещения, но и в виде габаритных огней. Более того, даже днем в пасмурную погоду очень важно хорошо обозначить себя на проезжей части. В этом помогут яркие задние фонари. Например, BBB 2020 Spot Black.
Даже если вы не катаетесь в темное время суток, важно иметь габаритные огни, как сзади, так и спереди. Можно приобрести удобный комплект BBB 2020 lightset Spot combo Black
При катании в городе желательно не причинять неудобств пешеходам, другим велосипедистам и водителям. Обычные фонари светят рассеянным светом и сильно слепят встречных. Чтобы этого избежать, можно использовать специальные велосипедные фары с отсечкой верхней полусферы светового потока, как в автомобильном ближнем свете. Примером послужит комплект BBB 2020 lightset Stud combo + BLS-147 rear Spot Black.
Ну а если одной из задач стоит минимизация веса и габаритов светового оборудования (например, для шоссейного велосипеда), обратите внимание на комплект BBB 2020 lightset NanoStrike 400 Black.
Еще можно обратить внимание на стильный передний фонарь от бренда Kryptonite - 2020 Avenue F-150
Особенно хочется отметить крепление, позволяющее легко закрепить его прямо поверх обмотки руля. Существуют также более традиционные модели фонарей, способные работать на «пальчиковых» батарейках. Они доступны в любом магазине и нет нужды следить за зарядом аккумуляторов, достаточно просто иметь пару батареек «про запас». Это передний фонарь BBB EcoBeam Black, задний фонарь BBB RearLaser Black, а также комплект передний + задний фонарь BBB EcoCombo Black
Более «продвинутый» вариант - фонарь на сменных аккумуляторах. Чаще всего аккумуляторы формата 18650. Они ненамного крупнее обычных батареек, но значительно превосходят их в запасаемой энергии. К тому же всегда можно иметь под рукой дополнительный аккумулятор на случай, если все же потребуется дополнительная мощность. На таких аккумуляторах работает фонарь BBB 2020 Strike 500 Black
К тому же у этого фонаря очень прочное крепление, которое удержит его на самых тряских участках.
Прежде всего это касается регулярного мытья после катания. Вода, грязь, противогололедные реагенты - все это негативным образом сказывается на сроке службы трансмиссии и прочих элементов велосипеда. Поэтому нужно стараться содержать его в чистоте и очищать после каждого катания. Для мойки велосипеда нужно применять неагрессивную химию. Лучше всего для этого подходят специальные велошампуни. Например, удобный шампунь-пульверизатор MUC-OFF 1 Litre Cycle Cleaner Capped with Trigger 36
При частом катании расход моющих средств может быть довольно большим. Поэтому, чтобы сэкономить, можно использовать пульверизатор повторно и пополнять его с помощью средства MUC-OFF Bike Cleaner Concentrate 500ml Pouch
Для мойки велосипеда достаточно обычной щетки, но в труднодоступных местах проще использовать специальную щетку MUC-OFF Individual Brush - 2 Prong 30
Для сохранения блеска металлических поверхностей используется специальная полироль Muc-Off Silicone Shine 500ml
Это универсальное средство поможет не только сохранить внешний вид велосипеда, но и помогает в уходе за поверхностями трения - ногами вилок, штоками амортизаторов и т.п. Также обработка полиролью снижает налипание грязи на все поверхности.
Читать статьи по теме: