Интернет-магазин с 9 до 21
Мастерская
Мастерская
  Войти
  Корзина
Все разделы
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
Мастерская  
 
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Регион доставки Москва?
Да Другой
 
   

Осенние консервации, или как правильно готовить… велосипед

Осенние консервации, или как правильно готовить… велосипед

Лето сменилось осенью, дни стали короче, а ночи холоднее, за окном все чаще стали шуметь дожди, а у кого-то начался новый учебный год. Все меньше остается времени для катания. Кто-то продолжает ездить круглый год, но для многих это означает, что велосипед отправляется на сезонное хранение. В этой статье мы постараемся раскрыть тему правильного подхода к обслуживанию и хранению велосипеда в межсезонье.

Итак, наступил перерыв в катании. Как же лучше всего этим воспользоваться? Прежде всего стоит отметить, что велосипед, как и любой другой механизм, требует ухода и периодического обслуживания. Конец теплого сезона - как раз идеальное время для того, чтобы провести полное техническое обслуживание велосипеда, потому что это может занять довольно продолжительное время, независимо от того, занимаетесь ли вы этим самостоятельно или поручаете мастерской. Помимо времени непосредственно на работу по обслуживанию, может обнаружиться, например, что требуется заменить какие-либо изношенные детали, а значит понадобится их приобрести, это тоже займет определенное время.

Начать в любом случае стоит с тщательной мойки велосипеда. Даже если вы катаетесь только в сухую погоду, элементы трансмиссии, такие как ведущие звезды, кассета, цепь, переключатели будут далеки от заводского блеска. Но давайте разберем последовательность мойки велосипеда по порядку. Прежде всего, надо иметь в виду, что велосипед – это не автомобиль, и не стоит (во всяком случае часто) подвергать его узлы испытанию мойкой аппаратом высокого давления (“Керхером”).

Уплотнения подшипников на велосипеде спроектированы таким образом, чтобы оказывать минимальное сопротивление движению, обеспечивать максимальный накат. А значит они куда менее плотные, чем на автомобиле, а еще все эти подшипники открыты для прямого воздействия струи воды из моечного пистолета. Более того, на шоссейных моделях велосипедов (да и на многих бюджетных МТБ моделях), эти уплотнения могут быть чисто символическими или отсутствовать вовсе. Поэтому, при использовании АВД нужно выполнять несколько простых правил.

  1. Не используйте пену, предназначенную для мойки автомобилей, особенно на коммерческих автомойках. Она чрезвычайно агрессивна и может легко нанести вред не только чувствительным узлам, но даже лакокрасочному покрытию. Мойте велосипед просто напором воды под давлением.
  2. Не направляйте струю воды на критичные к этому узлы: втулки, каретку, рулевую колонку, уплотнения ног амортизационной вилки, сочленения элементов подвески, уплотнения штока амортизатора.
  3. Держите моющий пистолет на значительном расстоянии от велосипеда, используйте минимальное достаточное давление.
  4. Если вы доверяете мойку велосипеда сотрудникам автомойки, убедитесь, что они знают все эти правила, напомните им об этом.

Но по возможности лучше избегать использования мойки высокого давления и мыть велосипед вручную с помощью воды, щетки и специальной велокосметики. Например, очиститель универсальный MUC-OFF 1 Litre Cycle Cleaner

При этом результат будет не хуже, а жизнь велосипеда - дольше, вопрос только в чуть большем времени, которое вам потребуется. Одним из самых труднодоступных для мойки мест является кассета. С ней лучше всего справится специальная щетка BBB ToothBrush Black.

Вся велокосметика в “Канте”

Не забудьте, что после каждой мойки велосипеда нужно обязательно смазать цепь как можно быстрее, чтобы не допустить коррозии. К примеру, обратите внимание на сухую смазку Muc-Off Dry Lube

Есть также интересный вариант - MUC-OFF C3 DRY Ceramic Lube

Помимо смазки цепи, ее можно использовать также для переключателей и педалей.

После мойки нужно полностью осмотреть все узлы велосипеда и проверить визуально их целостность, отсутствие трещин, сильных вмятин и прочих повреждений. Далее нужно обратить внимание на те детали, которые подвержены наибольшему естественному износу. Это резина, тормозные колодки и роторы, цепь, ведущие звезды и кассета. Если протектор на резине потерял большую часть своей высоты, резину нужно заменить.

Все велопокрышки в “Канте”

Тормозные колодки должны иметь достаточную толщину накладок, роторы должны не задевать за колодки при вращении колеса и не иметь видимых повреждений. При небольших искривлениях их можно выправить специальным инструментом или просто руками, в ином случае их тоже нужно заменить.

Все тормозные колодки в “Канте”

Износ цепи можно проверить специальным калибром. Если он составляет 0,75% и более (а для 12-скоростных систем 0,5% и более), то цепь изношена и требует замены. Состояние ведущих звезд можно оценить, попробовав оттянуть новую (неизношенную) цепь, лежащую на зубьях звезды, в сторону от каретки. Если звезда в удовлетворительном состоянии, то сильно оттянуть цепь не получится. Если же она свободно оттягивается на несколько мм, то износ звезды достиг критического значения, и ее стоит как можно быстрее заменить, потому что это ведет в ускоренному износу цепи. Что касается кассеты, то ее ресурс можно определить только в движении. Если после установки новой цепи при большом усилии на педалях возникают проскоки цепи по кассете, особенно на маленьких звездах, то кассета требует замены.

Все запчасти для трансмиссии в “Канте”

После оценки ресурса компонентов нужно проверить четкость работы трансмиссии. Для этого лучше установить велосипед на стойку или перевернуть его вверх ногами. Устанавливаем передний переключатель на малую звезду, потом при одновременном вращении педалей поочередно включаем каждую звезду сзади. Далее повторяем тот же тест со второй передней звездой (и при наличии с третьей). Если передачи переключаются с задержками и пропусками, то нужно проверить настройку переключателей. Если это не помогает, то стоит заменить тросы и рубашки переключателей. При эксплуатации в них часто попадает вода и пыль, рубашки забиваются, а тросы могут покрыться коррозией.

Все тросы и наконечники в “Канте

После проверки трансмиссии нужно оценить состояние подшипников. Сильным толчком рукой раскручиваем колеса (заднее - по ходу движения). Если они продолжают вращение по инерции достаточно долго (около минуты), то все в порядке, если вращение быстро прекращается (а тормозные роторы при этом не задевают колодки), значит скорее всего подшипники требуют замены или обслуживания (если втулки на конусах). Далее надо проверить люфт во втулках. Пробуем отклонить колесо, надавив на него в районе обода вбок сначала в одну сторону, потом в другую. Если люфт присутствует, это тоже повод заменить подшипники (или отрегулировать конусы во втулках). Чтобы проверить состояние каретки, потребуется снять цепь (или по крайней мере сбросить ее с ведущей звезды). После этого сильно раскручиваем шатуны рукой. Они должны сделать несколько оборотов по инерции. Если вращение затруднено, значит подшипники в плохом состоянии и скорее всего потребуется замена каретки. Также проверяем боковой люфт, по аналогии с колесами. Еще один важный узел велосипеда - рулевая колонка. Пока велосипед перевернут, можно попробовать покачать ноги вилки относительно рамы. Если присутствует люфт, рулевую нужно подтянуть. Потом переворачиваем велосипед в нормальное положение и поднимаем в воздух переднее колесо, держась за верхнюю трубу рамы. В таком виде наклоняем раму немного влево/вправо. Руль при этом должен вращаться самостоятельно под весом колеса. Если этого не происходит, или руль вращается с заеданием, значит нужно проверить состояние подшипников рулевой колонки и ее правильную затяжку.

Если на вашем велосипеде присутствует задняя подвеска, то также надо проверить плавность ее работы и отсутствие люфтов в шарнирах. Сделать это проще всего, сбросив давление из амортизатора. Сам по себе амортизатор, как и амортизационную вилку стоит отдать на сезонное техническое обслуживание в мастерскую. Конец теплого сезона - самое удачное время для этого.

Все инструменты для обслуживания велосипеда в “Канте”

Итак, велосипед тщательно вымыт, проверен, заменены изношенные компоненты, трансмиссия настроена, подвеска обслужена. Что дальше? А дальше встает вопрос хранения в зимний период. И тут нужно помнить несколько важных правил. Во-первых, ни в коем случае нельзя хранить велосипед на открытом балконе или в подобном месте, которое подвержено воздействию атмосферных осадков. Это почти гарантированно приведет к тому, что вода попадет практически везде и к весне коррозия поразит цепь, звезды, подшипники и другие стальные элементы велосипеда. Лучше всего хранить велосипед в закрытом помещении при более-менее постоянной (но не чрезмерной) влажности и температуре. Например, таким местом может быть застекленная лоджия, кладовка, гардеробная и т.п. Для размещения велосипеда так, чтобы он не занимал слишком много места можно применять различные крепления.

Идеальный вариант - подвесить велосипед за верхнюю трубу с помощью специального держателя на стену:

Это позволит не беспокоиться о давлении в шинах во время зимнего простоя. А при необходимости крепление можно компактно сложить вдоль стены.

Если разместить велосипед таким образом не позволяют габариты помещения, то можно смонтировать на стену специальный держатель для переднего колеса и хранить велосипед вертикально. Особенно удобно это может быть в узких пространствах, например, на лоджии.

Существует и более компактный вариант крепления за колесо, который в сложенном виде практически полностью сливается со стеной.

Впрочем, не всегда есть место для велосипеда в квартире, особенно зимой. Поэтому многие оставляют его на хранение в общих тамбурах, колясочных и прочих помещениях, куда возможен доступ третьих лиц. Это не самый лучший вариант, но, если все-таки пришлось им воспользоваться, нужно обеспечить велосипеду максимально возможную защиту. Самый надежный вариант - U-lock с прочной дугой, которую не получится легко перекусить даже мощным инструментом. Примером может служить Kryptonite 2020 Keeper 12 STD w/bracket.

У него мощная 12мм дуга из закаленной стали и надежный дисковый цилиндр. Но подобный замок важно закрепить вокруг не менее прочной и надежной металлической конструкции, которую нелегко демонтировать (толстый швеллер, труба отопления и т.п.). Если сделать это сложно, то дотянуться до труднодоступной конструкции может помочь версия с удлиненной дугой, Kryptonite 2020 Keeper 12 LS w/bracket.

Есть также и более компактная версия, которую удобнее использовать не только для долговременного хранения, но и удобно перевозить с собой. Это Kryptonite 2020 Kryptolok Mini-7 w/FlexFrame-U bracket Light

Несмотря на компактные размеры, этот замок имеет дугу толщиной аж 13мм и обеспечивает 6 уровень защиты по классификации Kryptonite. Еще больше свободы в размещении может дать закаленная цепь с интегрированным замком Kryptonite 2020 Kryptolok 995 Integrated Chain 37.5" (9.5mm x 95cm)

Однако надо иметь в виду, что цепь лучше вешать таким образом, чтобы она минимально провисала и была расположена максимально неудобно для взлома. Желательно, чтобы цепь нельзя было положить на пол.

Если такая длина цепи кажется лишней, существует более короткая версия: Kryptonite 2020 Keeper 785 Integrated Chain - 32" (7mm x 85cm).

Для удобства можно также использовать и U-lock с кодовым замком, от которого невозможно потерять ключ или забыть его дома. Это Kryptonite 2020 Kryptolok Combo Std. w/bracket

Однако, стоит помнить, что более надежными и взломоустойчивыми считаются замки, отпираемые ключом.

Не нужно забывать и о том, что велосипед - вещь разборная, а значит надо по возможности обезопасить и наиболее ценные легкосъемные компоненты. Например, переднее колесо с вилкой. В этом поможет гибкий трос с повышенной защитой от разрезания Kryptonite 2020 KryptoFlex 1518 Key Cable.

Можно также использовать и более легкие и удобные в обращении кодовые замки различной длины, такие как BBB CodeLock 15x1800mm и BBB CodeSafe10x1500mm

Но все-таки лучше ориентироваться на замки, отпираемые ключом. Например, стильный белый BBB 2020 QuickSafe 8x1500mm White

Тем временем осень уже вовсю вступила в свои права, деревья покрылись багрянцем, а по утрам на траве появляется первый робкий иней. Однако посмотрите вокруг - вы увидите, что велосезон, возможно, вовсе не закрыт. Просто летний зной сменился бодрящей свежестью, а пыльные тропинки укрылись мягким ковром из листьев. У осеннего катания, пожалуй, ничуть не меньше плюсов, чем у летнего. И еще эти потрясающе красочные огненные пейзажи. Так, может быть, и вовсе не стоит убирать велосипед на хранение?

Автор: Вадим Свищев