Москва
Регион доставки Москва? Да, верно Выбрать другой
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Интернет-магазин с 9 до 21
Мастерская
Мастерская
  Войти
  Корзина
Все разделы
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
Мастерская  
 
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Регион доставки Москва?
Да Другой
 
   

Эко-технологии у ведущих брендов: переработка, чистое производство, быстроразлагаемые модели

Эко-технологии у ведущих брендов: переработка, чистое производство, быстроразлагаемые модели

Вопрос бережного отношения к природе и осознанного потребления стал трендом последних лет. В английском языке это называется «sustainability» — вкладку с таким названием можно найти на сайте большинства брендов. В русском языке пока еще нет аналогичного термина, но примерно можно перевести как «экологичное и рациональное отношение к ресурсам». В данном разделе компании выкладывают планы по снижению воздействия на окружающую среду, а также публикуют отчеты о проделанной работе.

Помимо собственных инициатив у каждого бренда, существует специальная система стандартов Bluesign, которая предоставляет готовые решения для повышения экологичности производства текстиля. Взамен опасных химических соединений предлагаются альтернативные безопасные, что значительно снижает влияние на природу и на здоровье людей. При этом контролируются все стадии процесса — от качества исходного сырья до передачи продукта потребителю. Продукция со знаком Bluesign изготовлена из безопасных и нетоксичных материалов, а процесс производства оптимизирован для потребления меньшего количества природных ресурсов. Партнерами программы Bluesign являются 600 брендов, в числе которых Salomon, ASICS, Brooks, Salewa.

www.bluesign.com

Основными проблемами при производстве являются выбросы углекислого газа, потребление и загрязнение воды, необходимость использования различных химических соединений при обработке и окрашивании текстиля. Помимо этого, тратится множество ресурсов при транспортировке товара в точки продаж и на упаковку, а также возникают сложности с переработкой вещей, отслуживших свой срок. Давайте рассмотрим идеи, которые бренды предлагают для решения этих проблем.

Saucony

Как один из крупнейших производителей спортивной обуви, Saucony всерьез задумались о количестве кроссовок, которые отправляются на свалки. Поэтому они приступили к разработке биоразлагаемой модели из натуральных материалов и с использованием возобновляемых ресурсов. Целью является отказ от материалов нефтяной промышленности и пластика в любом его проявлении.

Технологичные кроссовки для бега должны отвечать высоким требованиям, в соответствии с которыми сейчас идет поиск более экологичных материалов. Поэтому первой биоразлагаемой моделью станут кроссовки в стиле casual. Их изготовление значительно отличается от современных производственных линий. В каком-то смысле, это похоже на машину времени — обувь будет сшита по тем же технологическим процессам, какие были использованы на заре зарождения компании.

При производстве будут использованы только натуральные компоненты — органический хлопок, шерсть и натуральный каучук. Такая обувь будет комфортной как для человека, так и для природы. Выход модели анонсирован на конец 2020 года.

ASICS. I MOVE ME — я двигатель себя

Идея проекта I MOVE ME в том, что движение меняет человека к лучшему, а это способствует переменам в окружающих людях на работе и дома. Такие изменения уже затрагивают целые города, а значит и всю планету. Но всё начинается с одного человека, то есть каждый — двигатель самого себя.

Главными долгосрочными целями ASICS для повышения экологичности производства к 2030 году являются:

  • Снижение выбросов углекислого газа на 55% на каждый произведенный продукт (по сравнению с 2015 годом).
  • Снижение выбросов углекислого газа от всех производственных операций на 33% (по сравнению с 2015 годом).
  • 100% замена полиэстера на переработанный полиэстер в спортивной одежде и обуви.

С появлением новых технологий создаются продукты, которые обладают высокой функциональностью и более экологичны при производстве. Например, внедрение целлюлозных нановолокон (ЦНВ) в пеноматериал FlyteFoam значительно улучшило его свойства, повысив плотность и износостойкость без увеличения веса. При этом количество выбросов углекислого газа при производстве этой новой межподошвы FlyteFoam™Lyte меньше на треть, по сравнению со старой технологией.

Нановолокна целлюлозы изготовлены из растительной биомассы, но в пять раз прочнее стали. Впервые эта технология был применена в 2018 году в GEL-KAYANO™ 25, а сейчас используется и в других сериях, например, DynaFlyte.

Новое поколение марафонок — DynaFlyte 4

Одним из наиболее ресурсозатратных этапов производства является окрашивание тканей. ASICS удалось модернизировать процесс, снизив потребление воды на 50%. Теперь вместо окрашивания и промывания готовой ткани, краситель вносится в исходную смесь для получения волокон, пока масса находится в жидком состоянии. После этого из волокон получается готовое полотно уже требуемого цвета. Эта технология используется при производстве одежды с 2018 года и значительно сокращает потребление воды и как следствие - электроэнергии.

В преддверии Олимпиады в Токио ASICS запустили в Японии проект ASICS REBORN WEAR PROJECT. Идея была в том, чтобы поддержать спортсменов олимпийской сборной, изготовив командную форму из вещей, богатых воспоминаниями и отданных людьми со всей страны. Было собрано 30 тысяч элементов одежды, перерабатываемая фракция которых стала исходным материалом для изготовления парадной формы для олимпийской и паралимпийской команд. Таким образом, старая одежда с позитивной энергетикой приятных воспоминаний получила новую жизнь, а ASICS сделали очередной шаг к достижению своей цели по производству всей продукции из переработанных материалов.

Salomon. Play Minded — играй осознанно!

Главный девиз Salomon — призыв «выходи играть» (#TimeToPlay). Но играть надо осознанно — с ответственным отношением к природе, которая является «домом» для наших приключений, к продуктам, которые помогают нам испытывать радость от тренировок и к людям, которые разрабатывают снаряжение. Именно эти ключевые моменты лежат в основе плана компании по более рациональному использованию ресурсов.

Принципы политики Salomon с многоразовым использованием продукции:

  • Оценка влияния жизненного и производственного цикла продукта на экологию и поиск наилучшего решения.
  • Повышение эффективности использования ресурсов на всех стадиях производства и транспортировки, снижение количества отходов или повторное их использование.
  • Увеличение срока службы продукции путем предоставления рекомендаций по уходу за изделием и ремонта в сервисных центрах.
  • Исследование альтернативных бизнес-моделей для максимального использования продукции.
  • Помощь потребителям в возврате или переработке товара после использования или «замыкание цикла» и возможность применения их для производства новых товаров.

В соответствии с этими принципами, Salomon разработали прототип кроссовка, который может быть полностью переработан, чтобы стать частью пластиковой оболочки для горнолыжных ботинок. Обычную обувь очень сложно переработать, так как там используется множество различных материалов, которые склеены или сшиты между собой. По этой причине треть общего загрязнения приходится именно на обувную промышленность.

Salomon удалось создать обувь, используя всего лишь один компонент — термопластичный полиуретан (ТПУ). Верх кроссовка изготовлен из тончайшей, почти прозрачной сетки, а подошва амортизирует даже лучше, чем стандартная пена EVA. После использования эти кроссовки можно измельчить, смешать частицы с новыми гранулами ТПУ и изготовить оболочку для горнолыжных ботинок. Это позволяет увеличить жизненный цикл продукции в 10 раз, что уменьшает воздействие на окружающую среду. Salomon работает над введением в производство элементов такой концепции уже к 2021 году.

Но прототип — это что-то, что может никогда и не появится на полках магазинов. Переходим от концепта к реальности — первые кроссовки Salomon, изготовленные из переработанных материалов. Пара Crossamphibian Swift 2 состоит из почти двух пластиковых бутылок, двух початков кукурузы и кофейного жмыха — всё, что уже было в употреблении. Сетка верха и искусственная замша на язычке изготовлены из PET, то есть бутылочного пластика, а синтетические вставки на 50% состоят из кукурузных волокон. Для производства стельки по технологии S-Café понадобилось 10 г шелухи от кофейных зерен, к тому же такой материал хорошо борется с неприятными запахами. Кроссовки получились мягкими, гибкими и дышащими, а стелька из натуральных материалов позволяет носить их с комфортом даже без носков. Но это только начало, а в будущем Salomon планирует находить новые материалы и технологии, чтобы расширять ассортимент товаров, имеющих минимальное влияние на окружающую среду.

Under Armour

Главная цель, которую ставит перед собой компания из США — сделать такой продукт, который спортсмену будет приятно носить. Поэтому Under Armour ответственно подходит к выбору сырья и технологий, стремясь снизить воздействие на окружающую среду и сохранить природные ресурсы. Сделать производство более экологичным — это вызов, который дает возможность разрушить традиционные представления о технологическом процессе и применяемых материалах и начать поиск новых.

Отказ от использования нитей эластана в составе тканей. Придавая материалу эластичность, эти нити быстро изнашиваются, долго сохнут и делают практически невозможной дальнейшую переработку ткани. Новые технологии текстурирования нитей и разработки полимеров устранили необходимость в эластане: такая одежда обладает лучшими свойствами и является на 100% перерабатываемой.

Виртуальная проба цвета. Первая в своем роде система позволяет определить, возможно ли окрашивание требуемой ткани соответствующим цветом. Это можно сделать виртуально, используя данные о методе окраски и красителях. Таким образом, можно избежать траты большого количества образцов и лабораторных исследований, сэкономив время и получив высококачественную пробу цвета.

3D модели образцов. Производство реальных образцов требует не только затрат на материалы, но и на перемещение между отделами дизайна и производственных линий. Чтобы повысить эффективность этого процесса, Under Armour с 2007 года расширяют число 3D образцов обувной продукции, добавляя различные стили и цвета.

Цифровая печать. Under Armour является лидером в своей отрасли по количеству вложений в технологии цифровой печати. Вместо традиционных заводских процессов печати графики на продукте, применяются операции, больше похожие на повседневную работу на офисном принтере. Цифровая печать не требует промывки и переизбытка чернил. Это дает более чем 90% -ую экономию в использовании воды и 30%-ое снижение выброса парниковых газов.

Перерабатываемая упаковка для продукции. Under Armour сократили использование пластиковых пакетов для упаковки и маркировки продукции, пересмотрели спецификации для гофрированных коробок и работают с поставщиками, чтобы картонные коробки изготовлялись из переработанных материалов с минимальным количеством волокна. Все картонные коробки Under Armour полностью перерабатываются, а нетоксичные чернила изготовлены на основе воды и сои. Для снижения отходов материалов и затрат на транспортировку, размер коробок адаптируется к их содержимому.

Brooks. Running Responsibly — бегай ответственно!

В Brooks верят, что мы все живем, работаем и тренируемся, являясь частью одного сообщества, а планета — наш общий дом, который мы должны оберегать. С этой идеей создается новое снаряжение, а главной целью представляется уменьшение воздействия на окружающую среду, уделяя особое внимание материалам, химическим составам и отходам производства.

Весь полиэстер, используемый в обуви, к 2023 году должен быть из переработанных волокон. Уже сейчас доля таких волокон достигает 20%.

Минимизация отрезков ткани при составлении выкроек. Это снижает число отходов, уменьшает расход материала, а значит и стоимость изделий.

Использование менее агрессивных химических веществ, которые будут безопасны для природы и человека. Ведется работа по поиску альтернативных компонентов, но на водной основе. В 2018 году две трети от общего количества клеев были переведены на водную основу, а к 2023 они должны составлять уже 100%.

Оптимизация упаковочных коробок для обуви с 2009 года позволила снизить влияние на окружающую среду сразу по нескольким пунктам:

  • более легкий картон и отказ от внутренней набивки обуви бумагой позволили сэкономить 6 тысяч тонн материала;
  • использование переработанных и на 100% поддающихся переработке волокон сохранило 465 тысяч деревьев;
  • изменение размеров коробки повысило заполняемость транспортировочного контейнера на 15%.

Для снижения воздействия на климат, Brooks стремится к использованию 100% возобновляемых источников на всех объектах, эксплуатируемых компанией, уже к 2023 году.

А что можем мы?

Автор фото Jordi Saragossa для Salomon

У всех брендов в планах по развитию есть важный пункт — вдохновение и мотивация людей на занятия спортом на открытом воздухе и бережное отношение к природе. Кто ещё, как если не спортсмены, могут стать той силой, которая способна начать менять мир? Независимо от пола и возраста, уровня спортивного мастерства и вида спорта — одна общая любовь к занятиям на дорогах и в парках, в горах и на равнине воодушевляет беречь природу и сохранить ее в чистоте для будущих поколений.

Покупая одежду и обувь со специальным знаком, например, Bluesign, можно быть уверенным, что при ее производстве были использованы безопасные вещества, а технологический процесс был максимально дружелюбен к природе. Таким образом, вы поддерживаете компании в их стремлении стать лучше, а взгляд на общий вектор развития современных брендов поможет задуматься и, возможно, составить свой собственный список экологичных привычек.

Фото без указаний авторства взяты с официальных сайтов salomon.com, ASICS.com. brooksrunning.com, saucony.com, underarmour.com.

Автор: Дарья Горева, победитель и призер соревнований по трейлраннингу и ски-альпинизму, автор сайта Mountain-race.ru