Детям и подросткам полезны любые активности на свежем воздухе — это важное условие для здоровья и правильного развития. Увлечение велосипедом добавляет к этим аспектам тренировку ног, спины, дыхательной системы и вестибулярного аппарата. Но все дети растут и развиваются по-разному, и это проявляется в их увлечениях: кому-то достаточно спокойного катания по дорожкам, а кто-то изобретает свой стиль езды и использует ресурсы байка по полной. В статье расскажем, какие велосипеды подходят подросткам, на что обратить внимание при выборе и как не ошибиться.
Содержание
Визуально подростковый велосипед напоминает уменьшенную копию взрослого байка. В первую очередь на восприятие влияет размер колёс. Не такое заметное, но тоже важное отличие — размеры и геометрия рамы. Рама на подростковых велосипедах более короткая и сконструирована так, чтобы ребёнок мог удобно сидеть в седле, при соскакивании доставать ногами до земли и не слишком наклоняться вперёд, когда держит руль.
Из материалов изготовления предпочтителен алюминий — например, как у Welt Brave 1.0 24 MD. Стальная рама намного тяжелее, и на таком велосипеде сложнее разгоняться и заезжать в горку. Самые лёгкие - карбоновые рамы, но их сложно назвать бюджетными и практически не подлежат ремонту. Вес байка должен быть сбалансирован так, чтобы владелец мог без излишних усилий донести его до лифта или перенести через препятствие, но при этом не теряя управляемость на больших скоростях.
Теперь рассмотрим навесное оборудование, от которого зависит скорость и комфорт катания. На подростковые велосипеды ставят трансмиссии любительского уровня — обычно от 6 до 21 передачи. Количество перекидок и звёздочек напрямую влияет на вес, поэтому их не стоит выбирать «с запасом». Для спокойного городского катания подойдёт трансмиссия с небольшим диапазоном скоростей и одним переключателем, как у Aspect Nickel 26 2025, а для заездов по пересечённой местности лучше выбирать ту, где больше передач.
Подростковый велосипед Welt Moovix 1.0 24 MD с 7-скоростной трансмиссией
Как и на взрослых великах, на подростковых моделях встречаются два вида вилок на передней оси. Для скоростных заездов по асфальту, паркам, велодорожкам подойдёт ригидная вилка — она намного легче и не замёрзнет зимой, поскольку в ней нет ни жидкостей, ни механизмов. А на горных или лесных тропах нужен амортизатор, чтобы отрабатывать неровности без потери в управляемости и снимать лишнюю нагрузку с рук. Лучше, если это будет воздушная или масляная вилка — пружинно-эластомерные амортизаторы не так эффективны в гашении ударов и вибрации.
Выбор тормозов тоже зависит от условий катания. В целом более надёжными считаются дисковые, но они, особенно с гидравлическим приводом, добавляют веса конструкции. Для подросткового байка в большинстве случаев подойдут и обычные ободные тормоза, как у Welt Floxy 24 R 2024. Они уступают по эффективности только в экстремальных условиях, когда на обода налипло много грязи и/или снега. Если стиль катания не предполагает частого попадания в такие ситуации, можно выбирать ободной тормоз — он легче дискового, дешевле и проще в обслуживании.
Широкий ассортимент подростковых велосипедов в продаже даёт практически неограниченные возможности для выбора. Важно выбирать модели с соответствующей ростовкой, как бы ни был велик соблазн купить «на вырост». Хотя дети быстро растут, и через 2-3 года байк придётся менять, не стоит лишать подростка комфорта в этот период. На большинстве подростковых байков есть все те же регулировки, что и на взрослых, — высота седла и руля, вынос и др., но не стоит слишком на них полагаться, если не подходит рост.
Велосипеды для конкретной возрастной группы специально сделаны так, чтобы обеспечить удобную посадку — а это и комфорт катания, и хорошая управляемость, и безопасность в движении. Если велосипед слишком большой (или маленький, что бывает реже), им сложнее управлять, нужно больше усилий для удержания равновесия и выполнения маневров. Ребёнок будет отставать от сверстников в технике и скорости катания, и в конечном итоге у него вообще может потерять интерес к этому виду активности.
У Welt Brave 2.0 24 HD SE и SCOTT Roxter 24 2025 размер рассчитан на рост 130-155 см
У большинства подростковых моделей рама сконструирована так, чтобы охватить большой диапазон роста, настраивая высоту сидения. Для юных байкеров с 9 лет подойдут модели с 24-дюймовыми колёсами, с 12 лет можно смотреть на велосипеды с 26-дюймовыми ободами, но юниорской ростовкой рамы. Однако всё индивидуально — в зависимости от роста и стиля катания парням и девушкам 14-15 лет можно выбирать и взрослые модели с колёсами 26-27,5 дюймов. Колёса меньшего диаметра дают лёгкость в управлении, а большего — хороший накат.
Ростовки большинства подростковых моделей начинаются от роста 125 см, с размером рамы 12 дюймов. Размеры рамы с 13 по 15 подходят на рост от 135 до 162 см. Верхняя граница подростковых моделей — 16-й размер, рассчитанный на рост до 170 см. У многих брендов есть «половинчатый» шаг ростовки — 12,5 или 13,5. Но эти цифры довольно условны, поскольку ростовки могут различаться в зависимости от производителя. Лучше выбирать велосипед, владея точными цифрами — это касается и роста ребёнка, и параметров байка конкретной модели.
Кроме роста, важно учесть и предпочтения подростка: не все дети садятся на велосипед с одной и той же целью, да и стиль катания у всех разный. Рассмотрите подростковые модели таких типов:
Шоссейники или грэвелы редко подходят в этом возрасте — только если ребёнок уже увлекается таким типом катания и достаточно подготовлен физически.
МТВ или гибридные модели — универсальный выбор для подростков
Даже зная все цифры, лучше лично примерить велосипед перед покупкой. Ребёнок должен обязательно сесть в седло, а ещё лучше — немного прокатиться. На этом этапе регулируют седло и руль. В нижней точке нога на педали должна быть почти полностью выпрямлена — не согнута, но и не разогнута до отказа. Стопа при этом стоит на педали целиком — не на носочках. Руки, упирающиеся в руль, слегка согнуты, спина прямая. Колени при движении не должны слишком приближаться к рулю.
Если нога не выпрямляется, нужна большая ростовка, стопа не достаёт до педали — байк поменьше. Если разница не слишком большая, можно обойтись подгонкой седла.
В положении стоя, когда рама находится между ног, расстояние между верхней трубой и промежностью должно быть не меньше 10 см — это примерно ширина ладони. Этот зазор защитит от удара об раму при внезапном торможении и соскальзывании с седла.
Правильная посадка — основа комфорта при катании
При покупке онлайн в первую очередь выясните предпочтения ребёнка относительно стиля катания. Тщательно измерьте его рост и длину ноги — расстояние от пола до паха в положении стоя, без обуви. Есть базовые формулы расчёта диаметра колёс и размеров рамы:
Затем изучите параметры и технические характеристики понравившихся моделей на сайте — так вы сможете подобрать байк для подростка с минимальным риском ошибки.
Если ваш подросток любит трюки, гонки с друзьями, велопоходы или спокойное катание, в сети магазинов «Кант» вы найдёте идеальный байк для приключений! Вы сможете не только примерить любые модели велосипедов, но и получить профессиональные советы консультантов.
Автор статьи:
Александра Холоденко — фанат путешествий на земле и в небе. Инструктор ПДП, в парашютном спорте с 2001 года. Инструктор по парапланерному спорту.
Читать статьи по теме: