Интернет-магазин с 9 до 21
Спорткомплекс
Спорткомплекс
  Войти
  Корзина
Все разделы
Велосипеды
Бег и Фитнес
Туризм
Рюкзаки
Одежда
Обувь
Ролики
Самокаты
Скейтборды
Бренды
Распродажа
Спорткомплекс  
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
 
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Регион доставки Москва?
Да Другой
 
   

Фрирайд и сплитбординг. Основы безопасной прогулки

Фрирайд и сплитбординг. Основы безопасной прогулки

Каталог: Сплитборды

Желание выйти за пределы трассы понятно: нетронутые поля, паудер, ощущение полета, ты остаешься один на один с природой и величественной красотой гор. Но сплитбординг в бэккантри сопряжен с неотъемлемыми рисками. Вдали от горнолыжного курорта, от маркированных трасс ты находишься во власти диких гор и нужно обладать знаниями, чтобы полноценно насладиться красотой вокруг тебя и не остаться там навсегда.

Несомненно, основную опасность во время бэккантри представляют собой лавины. Когда мы находимся в горах, в зонах, которые не контролируются лавинными службами курорта, во время набора высоты или спуска, даже если мы идём по, казалось бы, совершенно безопасному белоснежному полю - знание основ лавинной безопасности, осознанные действия и вовремя принятые правильные решения являются жизненно важными навыками.

Мы объединились с амбассадором Jones Snowboards, бэккантри гидом UIAGM (Международный союз ассоциаций горных гидов) Нилом МакНабом (Neil McNab), чтобы определить основные аспекты, на которые нужно обращать внимание во время бэккантри:

Отказ от ответственности

Данный текст не гарантирует вам безопасности при нахождении вне маркированных трасс. Всегда пользуйтесь услугами сертифицированных горных гидов. Никогда не ходите бэккантри, если у вас нет достаточной подготовки и знаний по лавинной безопасности.

Рельеф

Горы – это огромный сложный мир и вариантов для их исследования множество, но самый важный навык для любителя бэккантри – это умение вовремя распознать опасность и правильно выбрать путь. Правило для путешествий в горах очень простое: старайтесь выбирать самую простую и безопасную траекторию движения к своей цели. Но в реальности приходится учитывать огромное количество переменных:

Угол уклона

Уклон или крутизна склона является фундаментальным фактором для схода лавины. Вероятность срыва снежного покрова сильно зависит от малейших изменений. Наиболее лавиноопасными считаются склоны, угол которых находится между 34-45 °. На более пологих склонах сила тяжести оказывает меньшее влияние на движение снега; на более крутых углах снежный покров регулярно съезжает, и это обычно мешает накопиться большому количеству снега. Но, кроме уклона, существует ещё много факторов, так что на любой склон стоит всегда выходить с осторожностью.

Большинство лавин сходит на склоне, уровень наклона которого между 34-45 градусов

Особенности рельефа и естественные ловушки

Значение имеет не только то место, где вы стоите, или где непосредственно пролегает траектория вашего движения. Рельеф вокруг полон потенциально опасных мест, которые необходимо распознать и постараться избежать заранее. Даже совершенно безопасная зона может быть напрямую соединена с нестабильными участками, которые, в случае схода снега, затянут и вас.

Внимательно осмотрите верхнюю часть склона. Есть ли карнизы, нависающие над вами и дальше по вашему пути? Что, если ваш путь пролегает по участку, на который опирается более крутой и лавиноопасный склон?

Проверьте рельеф под вами, в сторону долины. Есть ли внизу ложбины или овраги? Они могут стать смертельными ловушками даже при сходе небольшого количества снега, вполне способного сбить вас с ног и увлечь за собой. Или, что ещё хуже - не ждут ли вас ниже по склону скальные сбросы или ледяные кулуары?

Изучая рельеф, всегда спрашивайте себя, какой наихудший вариант возможен при сходе лавины. Это позволит вам довольно быстро научиться уважать горы и снег, и более разумно выбирать маршруты подъёмов и линии спусков.

Избегайте низин и оврагов на вашем пути и с предельной осторожностью проходите над ними.

Изменение состояния снежного покрова

Это очень обширная тема, для полного понимания которой требуется специальное образование, огромный опыт и ежедневные наблюдения, но мы постараемся рассказать вам про два основных фактора, на которые нужно обращать внимание, когда вы уже находитесь в пути (даже при движении по потенциально безопасному маршруту).

Основные риски, которые приносят неожиданные изменения свойств снежного покрова, связаны с положением солнца и направлением ветра. Будьте внимательны: подветренные зоны, то есть те участки, на которые ветер переносит снег, могут накопить значительное количество снега даже в те периоды, когда давно не было осадков, и остальной рельеф покрыт плотным настом и опасности не внушает; склоны, на которые попадают прямые лучи солнца, могут подтаять и насытиться водой, особенно во второй половине дня, даже если с утра снежный покров был стабилен и не опасен; и наоборот, слои снега, находящиеся на участках, в силу своего расположения всё время оказывающихся в тени, хуже сцепляются друг с другом именно из-за отсутствия воздействия солнца, и могут сорваться даже тогда, когда остальная часть склона признана относительно безопасной.

Если мы говорим о Северном полушарии, то хорошо освещённые и прогреваемые участки, как правило расположены на склонах восточной и южной экспозиции (то есть лицом на юг), а перемороженные и сухие – на склонах северной экспозиции.

Во время пересечения подозрительных склонов будьте максимально осторожны. Двигайтесь быстро, по одному, и всегда держите друг друга в зоне видимости.

Высота над уровнем моря

Несмотря на то, что в бэккантри и фрирайде никогда нельзя делать ультимативных заявлений, (то есть говорить, что вот этот склон 100% сейчас сорвётся, а вон тот – 100% нет), мы с уверенностью можем говорить, что в большинстве случаев, лавинная опасность повышается вместе с высотой над уровнем моря. С подъёмом, как правило, становится больше ветра, склоны более крутые, перепады температуры более резкие. Кроме того, с набором высоты становится меньше естественных якорей, удерживающих снег, таких, как деревья и кустарники. Естественно, все эти факторы ведут к увеличению вероятности схода лавин.

Тем не менее, нужно заметить, что может быть и наоборот – на меньшей высоте склоны лучше прогреваются, снег насыщается водой и теряет сцепление с землёй, что может привести к тяжёлым мокрым лавинам, сходящим полностью, до почвы. То есть, вполне вероятна ситуация, когда вы, спускаясь по проверенному и безопасному склону достигаете той высоты, на которой лавинная обстановка критична.

Старайтесь выбирать самую простую и безопасную траекторию движения к своей цели.

Пять Красных Флагов

Как видите, кроме таких очевидных факторов, как количество свежего снега и крутизна склона, есть ещё множество аспектов, на которые нужно непрерывно обращать внимание в течение всего времени, пока вы находитесь вне зоны контроля лавинных служб.

Учитывая всё вышеописанное, мы поняли, что было бы здорово иметь что-то типа чек-листа, список важных моментов, который здорово иметь перед глазами и с которым удобно сверяться перед каждым выходом вне трасс. И как раз именно такой список есть у Джереми Джонса, он составил его для самого себя и назвал «Пять Красных Флагов». Итак, раз уж он подходит для Джереми …

«Флаги – это простые визуальные подсказки, являющиеся явными знаками лавинной опасности. Чаще всего я использую именно эти простые техники наблюдения для определения уровня лавинной опасности вне склонов.

Мой анализ начинается в ту минуту, когда я просыпаюсь. Выглянул в окно в паудердей и вижу мой первый красный флаг - новый снег. Если вижу, как гнутся под ветром ветки деревьев - вот мне второй флаг, ветровой перенос снега. По дороге к склону, из окна автомобиля замечаю следы свежих сходов лавин на склонах - мой третий флаг.

Заструги дают понимание, куда дул ветер, даже если он утих к тому моменту, как вы вышли на склон. А следовательно – дают возможность предугадать, где искать ветровые накопления снега.

Когда вышел на подъём, смотрю вниз, на кончики сплита, не бегут ли от них трещины по снегу, не откалываются ли от следа пластинки свежего снега. Это четвёртый флаг.

Опираясь на пять флагов, я ещё до выхода на склон принимаю решение, стоит ли мне выходить сегодня бэккантри, и где именно лучше это сделать. Конечно, копать лавинные шурфы для анализа устойчивости слоёв снега - это правильно, но эти простые и быстрые подсказки позволяют заранее оценить наиболее вероятную ситуацию в большинстве случаев, когда вы находитесь вдали от курортов и зоны действия лавинных служб» Джереми Джонс.

Вот эти пять флагов:

НОВЫЙ СНЕГ

90% спровоцированных человеком лавин происходят в течение 24 часов после (или во время) снегопада. Уделите снегопаду наибольшее внимание и согласитесь с высочайшим уровнем опасности на 24 часа. Следование этому простому правилу снизит ваш риск попадания в лавину на 90%.

СЛЕДЫ СВЕЖИХ ЛАВИН

Если по дороге к месту катания вы видите признаки недавно сошедших лавин (новые линии отрыва, лавинные выкаты), это знак, что лавинная опасность очень высока. Особенно тщательные меры предосторожности предпримите, если свежие следы схода лавин видны на склонах, так же расположенных, как и выбранный вами для катания, и на той же высоте.

ТРЕСКАЮЩИЙСЯ ВЕРХНИЙ СЛОЙ СНЕГА

Если при подъёме или спуске вы чувствуете, как снег слоями разрушается под ногами, или слышите глухие хлопки - это явный признак нестабильности снежных слоёв. Так же плохой знак - трещины, разбегающиеся от носка сноуборда при катании или подъёму по свежему снегу. Это знак опасных слоёв снежного покрова.

Всегда обращайте внимание на то, как ведёт себя снег перед вашим сплитбордом или сноубордом. Трещины и хлопки – плохие знаки.

РЕЗКИЙ ПОДЪЁМ ТЕМПЕРАТУРЫ

Резкое потепление, вне зависимости от начальной температуры, очень опасно, так как толстый снежный покров не успевает адаптироваться к смене температуры. Будьте предельно осторожны в первый тёплый день после снегопада.

СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР И ПЕРЕНОС СНЕГА

Если ветер достаточно сильный, чтобы перемещать снег, то лавинная опасность может возникнуть и без свежих снегопадов. Внимательно смотрите на снег, поднятый ветром на вершинах хребтов и остерегайтесь перегруженных снегом ложбин и кулуаров.

Думай и о завтрашнем дне

Невежество – одна из самых страшных вещей, когда мы говорим о сплитбординге и фрирайде вне трасс. Огромное количество переменных и их сложное сочетание постоянно влияет на лавинную обстановку. Ситуация может кардинально изменяться в течение сезона, дня, часа или даже нескольких минут, и привести к непоправимым последствиям.

Достаточный уровень компетенции, умение читать рельеф и предугадывать снежную обстановку приходит только с жизнью в горах. Для того, чтобы уверенно выходить вне трасс необходимы годы и годы постоянной упорной работы и непрерывного обучения. Так что, если у членов вашей группы недостаточно опыта – жизненно важно пользоваться услугами проверенных гидов.

Лавинное снаряжение

Противолавинные рюкзаки:



Кант в соцсетях