Каталог
Как купить Доставка Самовывоз Оплата Обмен и возврат Заказать бесплатный звонок
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
Спорткомплекс
Спорткомплекс  
  Корзина
Все разделы
Велосипеды
Одежда
Обувь
Туризм
Рюкзаки и сумки
Ролики
Скейтборды
Самокаты
Бренды
Распродажа
Спорткомплекс  
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
 
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Регион доставки Москва?
Да Другой
 
   

Геометрия велосипеда и подбор байка для активного катания в горной местности

Геометрия велосипеда и подбор байка для активного катания в горной местности

То, что велосипед нужно подбирать исходя из роста райдера, сейчас ни для кого не секрет. Если ваше катание будет ограничено непродолжительными поездками в близлежащем парке, достаточно выбрать одну из представленных ростовок и настроить посадку для комфортной езды.

В том случае, если ваш велосипедный рацион включает в себя активное катание по пересеченной местности, большое значение приобретают нюансы геометрии рамы. Особенно, если велосипед дорогой и покупается не на сезон-два, а надолго, да еще и прицелом на прогресс, например, сменить вылизанные тропинки Чулково на каменистые съезжалки Ай-Петри.

Разные модели велосипедов, в одинаковой ростовке, ведут себя по-разному. На одном хорошо забираться в короткий торчок, другой отлично держит затяжные повороты в контруклонах, третий стабильнее на крутых спусках, а четвертый выдергивается на мануал с минимальными усилиями.

О том, как правильно подобрать байк для катания в горах, что это за «стэк», и с чем едят «рич» и пойдет речь в этой статье.

Англоязычное название Перевод, если можно корректно перевести Как ощущается, субъективно
TTH Top tube lenght Длина верхней трубы Длина велосипеда сидя в седле
R Reach Рич Длина велосипеда стоя на педалях
STL Seat tube lenght Длина подседельной трубы Высота велосипеда сидя в седле
S Stack Стэк Высота велосипеда стоя на педалях
SH Standover height Высота стендовера Высота велосипеда стоя над рамой
HTA Head tube angle Угол рулевого стакана Положение переднего колеса относительно рамы велосипеда
STA Seat tube angle Угол подседельной трубы Положение седла
RC Rear centre, chainstay Длина нижних перьев, от оси каретки до оси колеса Усилие при выдергивании велосипеда
WB Wheelbase Колесная база Стабильность/управляемость велосипеда
BBD Bottom bracket drop Высота кареточного узла Устойчивость/валкость велосипеда

Для сравнения, я выбрал несколько велосипедов торговой марки Rocky Mountain, представленных в сети магазинов «Кант». Мы рассмотрим велосипеды в одинаковой ростовке, «L», с колесами размера 27.5 дюйма или 27.5+, чтобы все было по-честному. На байках Rocky Mountain с возможностью тюнинга геометрии рамы с помощью технологии RIDE-9 (при помощи нескольких эксцентрических элементов в ключевых узлах подвески, можно менять взаиморасположение составляющих рамы велосипеда), настройки выставлены в нейтральное положение. Информацию о геометрии велосипедов и их комплектации я беру с сайтов kant.ru и bikes.com

Что касается личных предпочтений в катании и опыта, позволяющего прогнозировать поведение велосипеда… Предпочитаю спусковые дисциплины, катаюсь шесть месяцев в году, преимущественно в байк-парке курорта «Горки Город», Красная Поляна, где работаю инструктором по обучению технике катания на маунтинбайке. В начале и в конце сезона выбираюсь в Абхазию или Крым, периодически бывают дни с суммарным набором высот под 2000 метров, так что покрутить в горку я тоже люблю.

Пересев с кантрийного байка на велосипед для даунхилла или гравити дисциплин, вы почувствуете, что руль велосипеда стал значительно ближе, до него не нужно тянуться.Это и есть reach, рич, расстояние от виртуальной вертикальной прямой, проходящей через центр кареточного узла, до оси рулевого стакана. Рич влияет на управляемость велосипеда, чем меньше этот параметр, тем удобнее управлять байком.

Стэк – это высота передней части рамы велосипеда. Меньше стэк - ниже руль, что удобно на велосипедах для кросс-кантри, т.к. можно лучше загрузить переднее колесо и закручивать в крутые подъемы не опрокидываясь назад. В спусковых дисциплинах, наоборот, больший показатель стэка позволяет комфортно ехать съезжалки, не перевешиваясь на переднее колесо, тем самым уменьшая риск падения через руль вперед.

Что-же на практике, как эти параметры меняются, исходя из назначения велосипеда?

Первый байк, Rocky Mountain Thunderbolt, с самым малым ходом подвески, 120 мм и 130мм, вилка и подвеска, соответственно. Назначение велосипеда – активное катание по пересеченной местности, марафоны в гористых районах. Длина верхней трубы 625мм, при колесной базе 1184мм, по посадке похож на классический кантрийник, на таком байке можно и 100-150 километров в день махнуть. А вот более острый угол рулевой трубы, 67 градусов, против 69-70 у кантрийника, в сочетании с 120мм хода амортизационной вилки, превратит затяжной спуск по щебневому грейдеру в легкую прогулку, ведь чем острее угол рулевой (HTA в нашей таблице) тем комфортнее ехать вниз.

А теперь встаем на педали и пробуем байк в активном катании. Рич в 463мм и стэк 604мм показывают, что Thunderbolt будет ощущаться как достаточно длинный и при этом низкий велосипед, это хорошо для вкручивания вверх, можно активно загружать переднее колесо, препятствуя опрокидыванию велосипеда. Вместе с тем, на спуске, низко расположенный руль и длинный передний треугольник помешают активному маневрированию, на больших уклонах превращая катание в «выживалово».

Rocky Mountain Thunderbolt, будет очень хорош в длительных поездках по слабопересеченной местности, грунтовым дорогам. Катание в марафонском стиле, большая часть подъемов и спусков комфортно преодолеваются в седле. При необходимости можно неплохо закрутить в торчок, но в байк-парке будет довольно некомфортно, тесно в резких поворотах, на значительном уклоне и вовсе небезопасно.

С увеличением хода подвески, а на Rocky Mountain Instinct уже 140мм амортизации спереди и сзади, байк сохраняет комфортный кокпит, TTH 626мм при колесной базе 1209мм. На нем по-прежнему можно катать далеко. Но это уже не интересно, ведь стоит только поднажать на педали и байк с компактным передним треугольником, высоким рулем и удлиненными нижними перьями(«чейнстей в таблице») бодро катит вниз в стиле скоростного спуска. Тело райдера в атакующей позиции, в сравнении с Thunderbolt, расположено на байке чуть ниже за счет занижения каретки (bottom bracket drop в таблице), что лучше для скоростного прохождения поворотов, меньший (455мм против 463мм), рич делает руль ближе, райдера свободнее в маневрировании, а стэк в 620мм поднимает руль выше, к нему уже не нужно тянуться, что придаст уверенности на большом уклоне.

Гонять спортивное кросс-кантри на Instinct уже не стоит, однако осилить 1000 метров набора высоты в марафонском режиме или с удовольствием покатать ПВД с друзьями, он вполне способен. Зеленые и синие трассы Горки Байк Парка можно катнуть с удовольствием, но без гоночных амбиций. Значительный чейнстей и рич для гравити дисциплин, хотя техничный райдер не пропадет с таким байком и на дёртах и на пампе.

Несмотря на то, что сидя в седле, велосипед Rocky Mountain Altitude может показаться довольно длинным, TTH 626мм при колесной базе 1205мм, много крутить на нем уже не хочется, ведь на споты, для которых он предназначен, проведены канатные дороги или есть заброски на внедорожниках. За счет коротких нижних перьев, чейнстей 425мм, и высокого кокпита, стэк 610мм, байк легко выдергивается, угол рулевой 65.6 градуса располагает к «вваливанию» по трассам синего уровня сложности. Рич 458мм, значительно больше, чем у спортивных моделей для скоростного спуска, в резких поворотах с контруклонами, придется попотеть.

Как видите, велосипеды, одинаковой ростовки, но разные по назначению, очень сильно отличаются по посадке райдера и поведению при активном катании. Технология RIDE-9 позволяет довольно широко настраивать байк под стиль и место катания или особенности анатомии байкера. Но это лишь «файн-тюнинг», главное подобрать подходящий именно вам велосипед. Знание основных параметров велосипеда, позволяет прогнозировать его поведение, можно спокойно, например, приобретать новый байк в онлайн-магазине, не беспокоясь о «примерке».



Кант в соцсетях