Что такое Виа-Феррата: техника, снаряжение, маршруты и многое другое

28.03.2023

Всем привет, меня зовут Настя и я ферратистка.

Если быть точнее - я пока ферратист-любитель. Ключевое слово – пока.

А как все началось?

Работая в спортивной компании Кант, волей не волей ты общаешься с большим количеством людей, увлеченных различными спортивными активностями. Часто к ним прислушиваешься или спрашиваешь совет у более опытных, а также слушаешь истории про корпоративные мероприятия, на которых, к сожалению, тебя не было. Как раз на одну из таких историй я особенно обратила свое внимание. Ребята проходили маршрут Виа-Ферраты. Само слово было для меня загадкой, но я понимала, что это маршрут в горах, с обязательной страховкой и довольно непростой (судя по впечатлению некоторых). Раз это в горах, то это уже интересно, и любопытство разыгралось.

Расспросив главного инициатора данного мероприятия, что это такое, насколько тяжело, что для этого нужно и как пройти, я (вместе со своим мужем) окончательно решили, что хотим ощутить Виа-Феррату на себе. И 2 года назад прошли свой первый маршрут Виа-Ферраты во время свадебного путешествия. Но об этом позже.

Что такое Виа-Феррата?

Виа Феррата – это скальный участок, который оборудован страховочным тросом. Последний крепится металлическими штырями к самой скале, причем не обязательно на одинаковом расстоянии.

Самый первый участок для Виа Ферраты был построен в 1843 г. в массиве Дахштайн в Австрии, через 30 лет за Дахштайном последовала гора Цугшпитце.

Такой маршрут бывает разного уровня сложности и обозначается цифрой и буквой. Например, самый простой 1А.

Простые маршруты в основном бывают пешими, без дополнительных конструкций. Посложнее - включают в себя элементы скалолазания и дополнительные опоры, вбитые в скалу (например, лестница, штырь, веревочный мостик и пр.).

Как найти маршруты Виа - Феррат?

Да, главное здесь – это найти её начало. Для этого нужно изучить специализированную литературу (в Европе продаются путеводители с отличным описанием маршрутов виа-феррат, конечно на иностранном языке), посты в социальных сетях или спросить опытных и местных и иметь при себе навигатор или карту местности, хотя можно обойтись и приложением на телефоне с предварительно загруженными картами (maps.me). Но, например, в Доломитовых Альпах есть указатели (правда они указывают направление, поэтому иногда есть вероятность свернуть не туда). Советую больше полагаться на путеводители, но я, всё же, расскажу Вам про ориентиры тех феррат, на которых мне удалось побывать (в качестве небольшой подсказки), но об этом позже.

Что потребуется из специального снаряжения для занятия такой активностью.

Каска

НОВИНКА
ЭКСПРЕСС
Обвязка Singing Rock Ray
Обвязка Singing Rock Ray
Обвязка Singing Rock Ray
Обвязка Singing Rock Ray
Обвязка Singing Rock Ray
Обвязка Singing Rock Ray
Обвязка Singing Rock Ray
6 090 ₽
или 1 523 ₽ через
Доступные размеры

Ботинки (цепкие и жесткие)

-20%
PREMIUM
ЭКСПРЕСС
/upload/resize_cache/iblock/df1/300_400_1/df12c53d39b8a87a8113b68ca66ee81b.jpg
10 230 ₽12 790 ₽
или 2 558 ₽ через
Доступные размеры

Страховочная система (беседка)

Специальные усы для via Ferrara (с амортизатором рывка)

Перчатки

Конечно, следует добавить в этот список удобную одежду:

Футболка с длинным рукавом, чтобы не обгореть

Брюки, в которых комфортно задирать ноги, карабкаясь вверх по склону

Мембранная ветровка, на случай дождя

А также, не забудьте про дополнительные аксессуары:

Рюкзак

Бандана, защитить шею от ветра и ультрафиолетовых лучей

Солнцезащитные очки

Крем с защитой от солнца (желательно)

Если у Вас этого нет, то можно одолжить у знакомых или взять в прокат (в Европе есть специальные прокаты сетов для виа-феррат или каждого снаряжения по отдельности. К примеру, в Cortina de Ampezzo (Италия), прокат сета обойдётся примерно в 15 евро в сутки (это с каской). Но нужно позаботиться о прокате заранее, так как в Европе много любителей и бывает так, что снаряжения не хватает), а еще его можно купить в специализированном спортивном магазине (например, в Канте)).

Техника движения на участках для Феррат следующая:

  • на одном промежуточном отрезке должен быть один человек (как только он перейдёт на следующий отрезок, может идти второй);
  • карабины страховочных усов должны устанавливаться в разных направлениях;
  • на маршруте оба карабина должны быть на тросе;
  • при переходе на следующий отрезок усы нужно поочередно перестегивать (т.е. один всегда остается на тросе).

Всё довольно просто, ну кроме сложных маршрутов с элементами скалолазания. Хотя и их можно с удовольствием пройти (немного потрудившись).

Проверенные маршруты

Прошлым летом в Доломитовых Альпах мы случайно набрели на Виа Феррату по сложности 1А – это самая простая и, как оказалось, очень эмоциональная тропа. Как раз тогда с нами были новички, поэтому она стала удачным началом их тренировки работы со снаряжением и сформировала понимание, что это за активность.

Речь идёт про Via Ferrata Giovanni Barbara - круговая тропа 1А, на ней всё проходится пешком и начать можно хоть с середины.

Она проложена в районе водопада Cascate di Fanes (Доломиты, Италия) - он же является ориентиром. Собственно, благодаря ему (а именно тропе, проходящей под водопадом) новички вдохновляются ферратами, а бывалые просто получают удовольствие.

Чуть сложнее – это Виа-Феррата в районе знаменитого горного массива Tre Cime di Lavaredo. Здесь к вершине Torre di Toblin ведут два маршрута, и если вы новичок, то важно понять, где 2А (по этому склону будете не только подниматься, но и спускаться), а для опытных будет интересен маршрут с другой стороны скалы по сложности 3B.

Маршрут первого варианта – это пешая тропа с участками скал, но все довольно просто - пару раз поднять ногу повыше и держаться покрепче. Зато наверху Вас ждёт прекрасная вершина и просто нереальный панорамный вид на Tre Cime di Lavaredo и другие горные массивы!

Тех, кто поднимется со стороны 3В – вид ждет точно такой же, но маршрут будет поинтереснее.

Будьте внимательны на маршруте 2А, так как он является спусковой тропой и Вы, то и дело будете встречать спускающихся ферратистов.

Феррата еще сложнее – 3B есть в районе массива Lagazuoi, но не советую туда ходить новичкам. Хотя они могут к ней подойти и проверить свои силы уже на первых 10 метрах. Есть там один «проверочный» участок, который либо развернёт обратно, либо отправит вперед.

Название этой ферраты - Via Ferrata Col dei Bos, такое же, как и у самой горы. Мы также слышали, что ее называют Alpini.

На этом маршруте нет дополнительных опор под ноги, лестниц и мостиков. Пока ты его проходишь, довольно часто лезешь по скалам вверх, в бок, встречаются маленькие зацепы на самой скале и тп. – сразу становится понятно, почему у этой Виа-ферраты маркер 3В. Ну и для информации, сама вершина находится на высоте 2259 м.

Важно понимать, что в дождь по скалам лезть нельзя — они становятся скользкими, как и сам трос, который, к тому же, выполнен из металла и во время грозы очень опасно с ним контактировать, - соответственно трассу проходить сложнее и не безопасно. Как раз на этой Виа-Феррате дождь нас и застиг. Поворачивать назад – не наша история, поэтому мы рискнули идти до конца (не рекомендуем так действовать). Верхняя точка Виа-Ферраты встретила нас градом, но и показала волшебный вид на горные массивы этих мест.

Где-то 1/2 пути

По времени маршрут вверх занимает примерно 2-2,5 часа. Вниз быстрее, так как просто спускаешься по тропе. К сожалению, мы мало что знали про эту феррату на тот день. Сейчас, читая различные истории, понимаешь, что с этой ферраты есть спуск по тропе через пещеры! Должно быть увлекательно, так что, рекомендую внимательно ознакомиться с маршрутом.

Via Ferrata Col dei Bos: расположена в районе горы Lagazuoi, как я упоминала ранее. Недалёко от канатной дороги, которая ведет к вершине этой горы, есть бар Штробель, справа от него тропа, переходящая в зигзаг, которая через 15 минут (+/-) выведет к развалинам сооружений времён Первой Мировой войны (в то время там находился военный госпиталь), далее ищите начало ферраты на правой скале (если стоять спиной к обрыву)

Кто решится — удачи! Она крутая!

Вообще все виа-ферраты находятся в очень живописных местах. По дороге к ним ты можешь встретить различных животных в нескольких шагах от себя. Нам удалось повстречать олененка, лису, сурка и белку-летягу.

Хочется подробнее рассказать про виа-феррату в Швейцарии - с которой и началась наша любовь к такому виду активности.

В районе небольшого городка Церматт, откуда открывается вид на одну из самых узнаваемых вершин – гору Маттернхорн, проложена Via-Ferrata Mammut и имеет она 3 варианта маршрута (А, В, С). Все три начинаются в одном и том же месте, на одном тросе.

Мы же сразу решили пройти B, так как поняли, что A очень лёгкая и быстро заканчивается. Отличие между вариантами маршрутов А и В заметно сразу – переход с одного на другой это дорога вверх по лестнице. И с этого момента, вместо протоптанной тропы и немного скалистого рельефа, попадаются узкие доски, металлические лестницы, ступени или крутоватая скала без дополнительных опор.

Глаза боятся, а руки делают и ноги идут. Иными словами, смотришь вперед, ужасаешься того, что ждет тебя там, как идти дальше непонятно, но деваться некуда и нужно двигаться вперед. Пройдя, понимаешь, что это не так страшно, как казалось ранее или вообще не страшно.

Тем, кто боится высоты, будет всё же не по себе, так как маршрут высоко и вдалеке внизу виден Церматт. Но виды с этого пути великолепны. Жалеем, что не рискнули пойти в первый раз на маршрут С – он и выше проходит, и лестницы длиннее, и мостик, вроде, тоже есть.

На маршруте А пейзажи тоже замечательные, поэтому возле хижины, которая как раз на нем расположена, советую присесть, выпить чай и насладиться видом на горные окрестности.

Однако найти эти «три ферраты в одной» оказалось не просто, поэтому я опишу ниже нашу дорогу к началу виа-ферраты (повторюсь, я описываю подходы к Виа-Ферратам в дополнение к официальным источникам, как помощь при ориентировании на местности).

В городке Церматт подходите к туристическому центру (Alpin Center) – он расположен на главной улице (кстати, в этом городке запрещено передвижение на автомобилях, только пешком или используя электрокары). Поворачиваете за его «спину» и идете по направлению Edelweiss и Trift (мимо домов выходите к полю и там пешком по тропе минут 30 идёте к скалам). Ближе к ущелью увидите развилку и скамью (они будут до моста через реку), вот здесь время повернуть направо и идти еще минут 5-10 к самой виа-феррате, она начинается у подножия скалы, поэтому будьте внимательны, чтобы ее не пропустить.

Вот, пожалуй, и все виа-ферраты, на которых мне удалось побывать за 1,5 года. Но я точно знаю, что буду продолжать заниматься этим увлекательным делом снова и снова (в планах на предстоящее лето уже отведено для них место). Всем советую попробовать пройти хоть один такой маршрут (кстати, в нашей стране, например, в Сочи и в Крыму, тоже есть свои Виа-ферраты), возможно, Вы полюбите эту активность также сильно, как и я.