Что такое лыжи-спортцех

13.09.2023

Большинство горнолыжников, наверняка, неоднократно слышали такие понятия, как: «цеховые лыжи», «спорт цех», «рейсинговые модели». И, скорее всего, задавались вопросами – что же это такое, и чем такие лыжи отличаются от лыж, например, для спортивного карвинга или обычных лыж, предназначенных для катания по подготовленным трассам, то есть, так называемых «трассовых гражданских лыж»? В первую очередь, это лыжи, используемые спортсменами на соревнованиях и тренировках и практически не используемые в обычном катании, даже очень хорошо подготовленными лыжниками и экспертами. Таки лыжи имеют узкую специализацию и строго «заточены» под определённые дисциплины горнолыжного спорта: слалом, гигантский слалом, супер-гигант, скоростной спуск и ски-кросс. Есть также и специализированные лыжи для фристайл-дисциплин – могула и лыжной акробатики. Специализация таких лыж обусловлена жёсткими правилами ФИС, ограничивающими геометрические и размерные параметры для каждой из дисциплин.

Производителям оставлено совсем небольшое поля для манёвра в применении различных конструкционных «секретов» и возможностей отклонения от геометрических параметров. Каждый из производителей пытается максимально использовать предоставленные минимальные возможности, чтобы обойти конкурентов. И именно поэтому на таких лыжах (и, даже, в специализированных «Race-каталогах») нельзя увидеть геометрические параметры, кроме ростовки. Чаще всего, о характеристиках таких лыж говорит лаконичная надпись «FIS approved», что означает, что параметры этих лыж строго соответствуют правилам ФИС, и спортсмен на таких лыжах может быть допущен к официальным соревнованиям.

Второе немаловажное отличие таких лыж от обычных «гражданских» моделей – особо тщательный подбор лыж в пары по расширенному списку параметров. Горные лыжи на фабриках производятся по одной штуке, и подбираются в пары по нескольким параметрам: Весу, получившейся упругости, весовому прогибу, вибрации. Обычные «гражданские» лыжи, даже топ уровня, обычно подбираются за 4-5 манипуляций мастера (да, да - до сих пор эти операции на всех фабриках делаются вручную высококвалифицированными мастерами). А, вот, для подбора в пару «цеховых» лыж, компании на таких участках производства используют самых опытных мастеров и до 15-18 параметров подбора. Использование таких лыж спортсменами высшей квалификации и часто на очень высоких скоростях подразумевает и повышенные требования к идентичности лыж, собранных в пару. То небольшое возможное различие в лыжах в паре, которое даже опытный эксперт ни за что не заметит в обычных условиях, может стоить спортсмену победы на соревнованиях или привести к травме. Именно поэтому топ атлетам, после подбора мастером пар, такие лыжи передаются на тестирование, чтобы уже сам атлет и его тренеры могли определить, какие конкретно из получившихся пар лыж наилучшим образом соответствуют физическим возможностям конкретного лыжника.

Безусловно, таких атлетов, кому лыжи подбирают и готовят индивидуально, совсем немного. Подавляющее большинство «цеховых лыж» после тщательного подбора на фабрике (а не в дополнительных тестах) попадают в продажу для спортсменов уровнем пониже, чем мировая топ сотня, например.

Третье важное отличие «цеховых» лыж – набор материалов, из которых они сделаны. Тут отличий от «гражданского» спорта и просто «верхних» моделей серийных лыж – минимум. Но всё-таки, и тут они есть. Деревянные сердечники, (а в лыжах для спорта высших достижений и любительских, производители используют только дерево), обычно вообще одинаковые. Для таких лыж используют сердечник, набранный из жёстких твёрдых пород. А, вот, в титаналовые пластины-усилители в «спорт цехе» используют более толстые. Если для регулярных моделей применяют в основном титанал толщиной 0,4-0,5мм, то для «цеха» в ход идут пластины 06-0,8мм. Материал скользящей поверхности, зачастую, тоже один и тот же, но в «цехе» он тоньше (забота о весе, да и не так часта машинная обработка - шлифовка) и на него нанесена «гоночная» структура при помощи специальных шлифовальных камней. Такая структура рассчитана на определённые свойства снега и различается для разных времён года и разных географических условий. У Марселя Хиршера, например, 56 пар только слаломных лыж, которые у его сервисменов разложены по боксам: «Северная Америка», «Франция-Швейцария», «Италия», «Австрия» и т.д. Плюс, ещё есть деление на «тёплый снег», «холод» и т.д. Тут важен не только правильный подбор мази, но и именно структура, нанесённая на скользящую поверхность, в которую эта мазь впитывается.

Также отличаются и структуры «скользяков» для слалома или для спуска. Разные задачи, - разные структуры. Есть отличие и в толщине и особенностях заточки кантов у «гражданских» и «цеховых лыж». «Гражданские» канты всегда толще и твёрже (лыжи используются интенсивнее и чаще обрабатываются на станках). В «цехе» используют более мягкую сталь. Сталь всегда прочнее льда, но точить «мягкие» канты под определённые условия и предпочтения определённого спортсмена сервисмену проще. И углы заточки кантов, конечно, тоже отличаются. Компания ELAN, например, для гражданских лыж использует такие углы заточки кантов: -1,5° со стороны «скользяка» и -2° с боковой стороны. Что в сумме даёт угол заточки канта 89,5°. А в «цеховых» лыжах, (не беря в расчёт индивидуальную подготовку под конкретного спортсмена), угол заточки кантов с завода – 88°. И для «рядовых» лыж контроль стабильности угла заточки, по рекомендации ELAN должен составлять 10-15% от длины канта, а для «цеха» - 70-75%.

Ещё одно отличие «цеха», на которое стоит обратить внимание – на такие лыжи никогда не устанавливаю интегрированные платформы для монтажа креплений. «Цех» бывает только «flat» («голые» лыжи без пластин) и с предустановленными спортивными пластинами для установки специальных «не системных» креплений. Эти пластины тоже подчиняются строгим параметрам ФИС, а крепления устанавливаются на них только винтами.

Важно отметить, что все фабрики-производители горных лыж стараются привлечь для разработки параметров таких спортивных снарядов самых именитых атлетов. Потому что, именно такие спортсмены могут подсказать разработчикам важные нюансы, которые при конструировании в жёстких параметрах правил ФИС могут дать тем или иным лыжам преимущество перед конкурентами. Тот же ELAN в своих разработках постоянно использует огромный опыт Ингемара Стенмарка. Да, он уже не выступает на Кубке Мира, но его 86 (!!!) хрустальных глобусов за победы на этапах КМ – до сих пор не превзойдённый результат даже действующими чемпионами. Также, над разработкой лыж ELAN работают (не номинально, а реально в офисе и в цехах) такие известные горнолыжники – многократные чемпионы как Бóян Крижай и Уршка Хроват для «классических» дисциплин ФИС, а Филипп Флижар для ски-кросса.

КАНТ, конечно, не мог остаться в стороне от работы с таким высокопрофессиональным сегментом. С этого сезона, в магазинах КАНТ представлен довольно широкий выбор лыж для спортсменов (как взрослых, так и юниоров и детей): для соревнований, тренировок и спортивного обучения.

Конечно, КАНТ – мульти брендовая компания, и «цеховые» лыжи представлены разными самыми популярными марками. Ряд «цеховых» лыж КАНТа состоит из ATOMIC, ELAN, FISCHER, HEAD, AUGMENT… Но, учитывая, что на протяжении многих лет, КАНТ является представителем компании ELAN, конечно, самая широкая линейка «рейсинговых» лыж в магазинах КАНТ состоит из лыж именно этой марки.

Компания ELAN имеет не только славные спортивные традиции, заложенные непревзойдёнными и выдающимися мастерами прошлых лет, но и весьма активна и популярна в современном спорте. Правда, в наше время – в основном в ски-кроссе и могуле. Но это не секрет, что в ски-кроссе атлеты топ уровня используют лыжи, изначально предназначенные для слалома-гиганта. И Многочисленные Олимпийские и Мировые подиумы отдельных спортсменов, и некоторое сборные (Канада, Швейцария, Франция, Россия, Словения, Италия), целиком или частично использующие «цеховой» инвентарь ELAN, говорят о высочайшем качестве и прекрасных характеристиках лыж этой марки. Особо стоит отметить, что российский спортсмен Сергей Ридзик, показав выдающийся результат и получивший Бронзовую медаль Олимпиады 2018 в ски-кроссе, теперь является официальным спортсменом команды ELAN, наряду с Филиппом Флижаром (Словения) – многократным победителем этапов Кубка и Чемпионата Мира и Олимпийской Чемпионкой 2018 в ски-кроссе Келси Сервой (Канада).

ELAN представлен моделями для скоростных дисциплин: GSX WC PLATE (FIS гигант), GSX WC X PLATE (FIS ски-кросс), GSX Master PLATE (Соревнования серии Masters), линейкой юниорских моделей GSX TEAM PLATE (от подростков, до кандидатов во взрослые), а также рядом специальных лыж для «супера» и «спуска»: FX DHX Plate и FX SGX Plate (поставляются по спец заказу, в т.ч. для юниоров). Для слалома у нас есть модель ELAN SLX WC PLATE (FIS спец. слалом мужчины/женщины), SLX TEAM PLATE (юниоры), RCX PLATE (дети и подростки).

-30%
/upload/resize_cache/iblock/e1b/300_400_1/e1b4983cd49a97fd1e56a90d67a287e5.jpg
47 170 ₽67 390 ₽
или 11 793 ₽ через
Доступные размеры
Уровень катания
спортсмен
Назначение
спортивные
Рокер - кембер - рокер (%)
0 - 100 - 0
Наличие крепления
без креплений
Радиус бокового выреза, м
27.6

На все эти лыжи предустановлены спортивные пластины по стандарту FIS от компании TYROLYA. Все они предназначены для использования со спортивными креплениями ELAN (Tyrolia): ER 20.0 X FF EVO RD, ER 16.0 X FF EVO RD, ER 17.0 FF EVO (все – взрослые) и ER 14.0 FF EVO, ER 211.0 FF EVO, ER 11.0 (все – юниорские).

-20%
/upload/resize_cache/iblock/348/300_400_1/348c1da17b6411820d5545a1cea6b06f.jpg
13 590 ₽16 990 ₽
или 3 398 ₽ через
Доступные размеры
Минимальное значение DIN
3
Максимальное значение DIN
11
Ширина скистопа, мм
85
Совместимость с подошвами
Alpine
-30%
Горнолыжные крепления ELAN ER 11.0 FF+
Горнолыжные крепления ELAN ER 11.0 FF+
Горнолыжные крепления ELAN ER 11.0 FF+
Горнолыжные крепления ELAN ER 11.0 FF+
Горнолыжные крепления ELAN ER 11.0 FF+
Горнолыжные крепления ELAN ER 11.0 FF+
Горнолыжные крепления ELAN ER 11.0 FF+
14 690 ₽20 990 ₽
или 3 673 ₽ через
Доступные размеры
Минимальное значение DIN
3
Максимальное значение DIN
11
Ширина скистопа, мм
85
Совместимость с подошвами
Alpine

Есть также модель для самых юных начинающих спортсменов – RC RACE (для секций и спортшкол начального уровня). Эти лыжи уже укомплектованы креплениями EL 4.5/7.5 в зависимости от ростовки и веса ребёнка-спортсмена.

Более того, среди «цеховых» лыж ELAN есть и уникальная модель для могула – BLOODLINE. Не многие мировые горнолыжные гранды могут похвастать наличием модели для могула в своей линейке.

Безусловно, в «цеховой» линейке лыж КАНТ представлены и «культовые» модели других брендов:

ATOMIC

REDSTER S9 FIS М Red (слалом) и REDSTER G9 RS Red (гигант) для взрослых; и REDSTER S9 FIS J-RP (слалом) и REDSTER П9 FIS J-RP (гигант) для юниоров.

FISCHER

RC4 WORLDCUP SL CURV BOOSTER (слалом для мужчин и женщин), RC4 WORLDCUP GS MEN CURV BOOSTER (гигант), RC4 WORLDCUP GS MASTERS Curv Booster («мастер» серия) для взрослых; и RC4 WORLDCUP GS JR. CURV BOOSTER (гигант), RC4 WORLDCUP SL JR. CURV BOOSTER (слалом) для юниоров.

HEAD

WC Rebels iSL RD SW RP WCR 14 / FIS Worldcup (слалом для мужчин и женщин), WC Rebels iGS RD Pro SW RP WCR 14 / Masters («мастер» серия) для взрослых; WC Rebels iGS RD Team SW JRP RDX (гигант), WC Rebels iSL RD Team SW JRP RDX (слалом) для юниоров.

AUGMENT

SL WC Plate + PX 18 WC (слалом для мужчин).

И конечно же, стоит отметить, что КАНТ является официальным дистрибутором компании KOMPERDELL – лидера в производстве спортивных палок и защиты для большинства спортсменов топ уровня.

Палки для соревнований и тренировок представлены у KOMPERDELL легендарной зелёной серией NATIONALTEAM. Эта серия охватывает палки для всех горнолыжных дисциплин от “спуска», до слалома и ски-кросса. Палки представлены, как в карбоновом исполнении, так и с алюминиевыми древками.