Каталог
Как купить Доставка Самовывоз Оплата Обмен и возврат Заказать бесплатный звонок
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
Спорткомплекс
Спорткомплекс  
  Корзина
Одежда
Куртка горнолыжная Salomon 2018-19 ICEFROST JKT M Forged Iron/Black
Куртка горнолыжная Salomon 2018-19 ICEFROST JKT M Forged Iron/Black
20 293
Туризм
Спорткомплекс  
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
 
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Регион доставки Москва?
Да Другой
 
   

Фрирайд. С чего начать?

Фрирайд. С чего начать?

Многие катальщики ассоциируют фрирайд с катанием в «бездонной целине», «в пухляке» и прочими плакатными картинками маркетологов от брендов фрирайдного снаряжения. Но не все так романтично и красиво в этом увлечении. Больше всего отражает суть фрирайда услышанное в Сибири определение: «Катание по дикому склону» или более распространенное «Катание по естественному рельефу».

Так вот, самое распространенное состояние «естественного рельефа» – это задутые заструги или корка на снегу, или еще какие неудобья. А «пухлое» - это несколько мгновений счастья в году. И мало кто делает акцент на опасность этого занятия и его дороговизну. Топовый комплект полного снаряжения тянет на стоимость бюджетной иномарки. А выезжая за пределы трасс, вы не только покидаете зону комфортной рекреации или активного образа жизни, но становитесь на путь выживания, где риски для вашей жизни становятся реальностью каждого спуска. Обдумайте свою готовность на этот шаг.

Триада фрирайда

Условно катание вне трасс стоит на 3-х китах:

  • Лавинная безопасность + тактика катания (выбор линии)
  • Техника катания
  • Снаряжение для фрирайда и бэккантри

Причем овладение всеми составными частями идет одновременно и практически всю жизнь.

Снаряжение для фрирайда и бэккантри

Проще всего со снаряжением – моделей лыж, сноубордов, креплений, экипировки существует множество и они легко доступны. Начинающим фрирайдерам свойственно ошибаться, считая главным в снаряжении катальный снаряд и что именно он определяет возможности фрирайда. В принципе не существует мелочей в снаряжении. Как пример: вы можете годами возить с собой запасную пуховку и ни разу не достать ее. Но в какой-то момент она может спасти от переохлаждения вас или другого пострадавшего.

Лыжный фрирайдовый комплект

Гонка за шириной талии в фрирайдовых лыжах закончилась. Дойдя до 130 мм (были модели и шире) большая часть лыж «похудела» и сейчас талия фрирайдовых универсалов для мужчин находится в районе 110-115 мм, до120 – 122.Для женщин 105-110 мм, мах 115. А суперширокие – павдерные лыжи сейчас опять стали экзотикой и их обладатели в основном клиенты хели-ски. Хотя бывают моменты в краснополянском Magic forest, когда завидуешь Шейну Мак-Конки, который гонял на двух сноубордах.

Длина лыж подбирается индивидуально. Бывает, что лыжи одной талии ведут себя очень не похоже в разных ростовках. Правило +10 см к росту весьма условно, и даже для первого фрирайдового комплекта спорно. Здесь нужно пользоваться любой возможностью пробовать различные лыжи в катании. Личный опыт не заменят никакие советчики.

Рокер. Передний рокер – данность от которой не уйти. Начинать лучше на привычных лыжах без заднего рокера или с минимальным. А будущее покажет.

Жесткость выбирают по правилу – чем выше уровень катания, тем жестче лыжи, до разумных для каждого предела. Это напрямую связано с ростом точности ведения и отзывчивости. Для начинающего важнее легкость управляемости, которую дают относительно мягкие лыжи.

Влияет на выбор лыж и регион катания. Если вы катаете в Сибири, Хибинах, то возможно брать лыжи несколько жестче, чем для Красной Поляны, Кавказа и Закавказья. Если вы можете позволить себе хели-ски на Аляске – однозначно павдерные модели. А вот хели-ски на Камчатке не так богато на павдер.

Крепления не имеют особой специфики, кроме несколько большой шкалы жесткости и повышенной прочности - железо крепче пластика и морозоустойчивей.

Ботинки. Сегодняшняя тенденция – увеличение жесткости райдовых ботинок. Сейчас обыденность, когда жесткость на уровне рейсовых 120-130. При такой жёсткости необходим бутфитинг той или иной степени. Иначе чувствовать себя комфортно на протяжении дня невозможно. Иногда при общей высокой жесткости боты комплектуются относительно мягкой стелькой. Но в целом предпочтительней индивидуальная стелька. Начинающим рекомендую начать с жесткости 110. Меньшая жесткость и на трассе не дает точности управления и скорости реакции лыжи.

Недавно идеальными внутренним сапожком для ботинок фрирайд-бэккантри были Intuition®. Многие фрирайдеры просто переставляли их из ботинок в ботинки и даже была налажена розничная торговля ими. Сейчас появились фирмы, использующие аналогичную технологию.

Ботинки для катания важней чем лыжи. Идеал, когда ты застегнул клипсы в катальное положение и в течении дня их не расстегиваешь. При примерке нужно стараться продержаться в ботинках минут 40 и желательно консультироваться с бутифером. Само – собой обязательна формовка, индивидуальная стелька.

Вес. Гонка за облегчение фрирайдового комплекта – весьма спорный аспект. Если на ски-турном комплекте аргумент: «1 кг на ногах=5 кг в рюкзаке» убивает все остальные доводы, то с фрирайдным катанием не все так примитивно. Хороший прочный крепеж своим весом напрочь убивает с трудом отвоеванные десятки грамм на лыжах и ботинках. Существует мнение, что легкие комплекты менее стабильны в катании. В любом случае легкость – синоним дорогого. И для первых шагов во фрирайд легкость комплекта не принципиальна.

Рюкзак. Очень важный элемент – он должен вмещать необходимое и не мешать катанию. Лучше выбирать специализированный бэккантрийный или фрирайдовый. Ценится быстрый доступ к содержимому и возможность навеса снаружи, легкий вес, наличие места и вывода для съемного гидратора.

Для катания с подъемника достаточно небольшого рюкзака в районе объема 16+литров. Туда (или частично на нем) должны помещаться БЩЛ, запасные маска, рукавицы, «утеплялка». Мелочевка и личное (скотч (он же и лейкопластырь), отвертка, пленочное одеяло (изофойл), кусочек парафина, шоколадка, термос (бутылочка воды), фотик, перекус). В итоге у вас наберется до 2-2,5 кг веса, при правильной утяжке и подгонке такой рюкзак со временем перестаешь замечать.

Для однодневных бэккантрийных выходов рюкзак от 24 литров – добавляется аптечка, налобник, горелка+газ+емкость или термос - дело личных предпочтений. Но термос тяжелее и имеет ограниченный объем. Если выход на ски-туре добавляем камуса, мультитул.

Не гонитесь за гайдовской начинкой рюкзака (30+ наименований) – со временем придёт опыт, и вы сами начнете понимать, что вам нужно. Для начала достаточно перечисленного минимума.

Каска. Преимущество в легкости. Фулфейс нужен для трюков и вряд ли для новичка.

Защита. Вопрос личных пристрастий. Если ваша тяга к экстриму очевидна, то костям нужна дополнительная гарантия безопасности.

Лавинный рюкзак с аэрбэгом. Это снаряжение не дает гарантии спасения, как многие думают. Оно лишь увеличивает шансы выжить. Насколько? По лавинной статистике Европы и Альп – число погибших с аэрбэгом и без него не сильно отличаются – от 3% до 15%.

Лавинная безопасность, знания и снаряжение

Эти знания сродни правилам дорожного движения, которые «написаны кровью раненых и погибших в авариях». По высказыванию гуру российского фрирайда Сергея Веденина: «Лавинная опасность начинается с первой снежинки выпавшей в горах». Для полного познания всех тонкостей требуется много времени для изучения теории, практических занятий. Но для изучения азов вполне достаточно посещения лекций, самообразования по книгам или онлайн курсам.

Очень рекомендую специальные фрирайдовые программы, направленные на практические занятия, такие как «Пилотирование лавиноопасных склонов» Игоря Комарова, фрирайдных программ Алекса Кузмицкого, Сергея Веденина и других российских топовых гидов. Большинство проблем с лавиной безопасностью решаются при катании с гидами, но базовый курс – знание лавинного рельефа, предпосылки для образования лавинной опасности, алгоритм действий при поиске попавшего (попавших) в лавину, должен быть приобретен вами еще до выхода за трассы, как и его практические навыки. Большинство фрирайдовых программ с гидами по умолчанию подразумевают, что райдеры уже знакомы с начальными навыками лавинной безопасности.

Минимальный лавинный набор БЩЛ – «бипер, щуп, лопата» - обязателен, как и опыт его применения. Не обязательно приобретать профессиональное оборудование – достаточно простого не дорогого лавинного датчика и прочных щупа и лопаты. Знание основ оказания первой помощи и реанимации – полезны и в повседневной жизни, но необходимы для катающихся вне цивилизации. Профессиональная помощь и спасение вне трасс не происходят мгновенно и жизнь пострадавшего часто зависит от знаний и умений попутчиков.

Тактика катания

Безопасность катания зависит от правильного выбора линии спуска. Кроме лавинных факторов присутствуют и другие опасности- не проезжаемые скальные участки, no fall zone (участки где падение райдера фатально), лесные пасти, промоины в ручьях и тому подобное. Даже ошибочный выкат с последующим долгим и трудозатратным выходом убивает эйфорию и удовольствие от спуска. Выбор линии или ее знание – забота и задача для гида. Новичкам советую доверять гидам. Каким бы странным и не очевидным маршрут не показался вам. На это всегда есть основания. Если ваша цель в будущем самостоятельное катание – изучение правил выбора линии спуска не менее важно, чем лавинная безопасность.

Есть несколько табу и правил, которые категорически не следует нарушать:

  • нельзя кататься в одиночку;
  • нельзя ездить по чужим следам;
  • нельзя доверять случайным попутчикам на фрирайде;
  • всегда должны быть контакты спасательной службы или инфоцентра ближайшего курорта;
  • если вы решили катнуть оффпист, а ваши друзья остались на трасах – договаривайтесь о контрольном сроке встречи и их действиях если он пропущен;
  • телефон, рация всегда должны быть с утра заряжены и нужно иметь резервный повербанк.

Техника катания

Фрирайдер должен хорошо кататься. И зависит умение не от вашего сноуборда или лыж. При всей своей навороченности, высокотехнологичности и ширине - они не катают вместо вас, как обычные ботинки, не сами ходят, а облегчают хождение ногам.

Чем выше уровень катания фрирайдера, тем менее он требователен к катальному снаряду. Учиться нужно на трассах. Результат будет достигнут в разы быстрее, чем на целинном поле. Уверенно катающийся по трассам без труда адаптируется к дикому склону, буквально за несколько проездов, в течении дня.

Обучение катанию на горных лыжах

Базовые элементы катания необходимые вне трасс

  • Стабильное катание на параллельных лыжах с поворотами среднего радиуса на любых скоростях в том числе и по «расколбасу» - главная основа и залог успеха.
  • Катание по «линии падения воды». То есть строго по линии уклона склона. Я не зря поставил этот пункт по важности в самый верх. Примерно 90% выезжающих с трасс катают траверсами и не понимают кайфа спуска вниз. Но без этого элемента нет фрирайда.
  • Катание по крутым спускам. Важна психологическая готовность к крутякам и отсутствие их боязни. Часто у новичков на крутом случается «спазм сознания» - и они не могут преодолеть его только в силу отсутствия практики спуска по крутому склону. В итоге «все уехали, а я остался бояться» - такое не редкость.
  • Катание короткими дугами – без них вам будут не доступны крутые склоны (контроль скорости), кулуаринг (не всегда в кулуары попадают сознательно, но вы должны быть готовы к таким неожиданностям) и лесное катание. Все эти сложные (казалось бы) рельефы доставляют наслаждение при умении.
  • Прыжки. В основном важно приземлять без падения. Как минимум нужно уметь спрыгнуть с метрового уступа на малых – средних ходах и уехать без падения и с контролем скорости.
  • Второстепенные элементы: косой спуск, боковое соскальзывание, разворот на месте, мгновенная остановка часто становятся важнее умения «мочить и спрямлять». Они должны быть заучены до автоматизма – их можно разучивать в целине рядом с трассой не отъезжая далеко.

Данный материал не является пошаговой инструкцией к действию для начинающего фрирайдера, это указатель направлений и целей, который приблизит вас к первому следу вне трасс.

Кант в соцсетях