Научить детей кататься на лыжах – значит подарить им счастье на всю жизнь. Дать им хорошее здоровье и закалку с младых лет. Влюбить в горы, лучшее что создала Природа на Земле – дать понимание прекрасного.
Эти цели можно выполнить без особых усилий если следовать советам, проверенным на практике.
В горы ребенка можно брать с момента рождения, когда для него становятся доступны прогулки на свежем воздухе в коляске. Кроме чисто физических оздоровительных факторов магическая атмосфера гор присутствует в каждом глотке. Чуть позже, когда ребенок сможет сидеть – возможно его катание в рюкзаке для переноски детей – ребенок адаптируется к скорости, привыкает к ветру в лицо.
Есть бюджетный вариант – катать ребенка, сидящего на шее. Не советую. Падение с такой высоты (даже если не вы в этом виновны, а «летающий лом») может быть печальным.
Адаптация к горам в не катальном возрасте снимает психологический барьер перед новыми условиями, климатом, снимает стресс.
Казалось бы, нежный возраст – не время для лыж, человечек то еще и ходить не очень может. Отнюдь! На лыжах площадь опоры гораздо больше и малышу даже комфортней ездить, чем ходить или бегать.
С 1,5 лет уже можно ставить ребенка на беговые лыжи – буксировкой за взрослым. Со скатыванием с пологих горок по лыжне. Элементы скатывания можно тренировать на любом уклоне, вплоть до дворовых.
Точного оптимального возраста для обучения катанию детей нет. Все решают родители, но! Все спортсмены Кубка Мира по горным лыжам, знают со скольких лет они на лыжах со слов родителей и обычно катаются с 2- 2,5 лет. И если вы видите свое чадо в спорте высших достижений, то имейте это в виду.
Катание 2-х летней девочки
Важно: спортивная горнолыжная подготовка для детей не обязательна, но желательна в плане катания в одновозрастной компании. Одно дело кататься со сверстниками, другое только с родителями.
До 3-4 х лет дети очень быстро осваивают лыжи – обычно с первого занятия, особенно если они уже имеют опыт катания на «беговушках» или катались с родителями в рюкзаках. Также сказывается отсутствие у детей чувства страха и болевых шоков при падении. Кстати, на падения при катании ребенок быстро перестает реагировать плачем и пугаться – достаточно поддержать его морально и сделать падения элементом игры
Важно: Часто родители используют «вожжи» при катании с ребенком на общих трассах. Не проверено насколько это помогает обучению, но в плане безопасности — это очень вредно. Правильно, когда тренер находится спереди молодого катальщика, а не ведет его на поводке.
От четырех лет ребенок осознает себя личностью, появляется характер. Это сказывается на скорости овладевания лыжами. Очень много завесит от опыта и стажа инструктора. Каким бы знающим не был инструктор – без педагогики обучение не эффективно.
Есть ложная теория, что горные лыжи адреналиновый вид досуга, который вызывает зависимость. Замечу, что «дивановая зависимость» вообще не лечится. Хотя в ней ни капли адреналина. Почитайте больше о влиянии адреналина на здоровье, и вы сильно удивитесь его полезности.
Важно: Все покатушки и тренировки должны заканчиваться на позитиве: обнимашки, конфетки, слова – годится все!
Школьный возраст имеет свои особенности – ребенок уже практически взрослый человек и требует особого подхода. И как правило более глубокой мотивации, чем конфета или мелкие подарки. И здесь проблемы обучения переходят в психологическую плоскость.
Часто у катающихся подростков в пуберта́тном периоде (14-18) происходит отторжение лыж, особенно у прошедших горнолыжную школу, но не продолживших спортивную карьеру. Об этом мало кто говорит, но это реальность. Тут очень много зависит от родителей, их понимания проблем этого возраста. Как правило большинство возвращается в горы и остаются благодарными родителям за это чудо.
Если вы живете в регионе с имеющимся зимним снеговым покровом, то первые шаги по привыканию и обучению лучше делать самим. Чужой человек – дополнительный стресс. Но с достижением 3-4х летнего возраста можно доверить дитя профессионалам. С 5 лет для детей доступны горнолыжные школы.
Иметь свои или пользоваться прокатными лыжами – вопрос не актуальный. В современных прокатах и детских горнолыжных клубах (школах) достаточно хороший выбор размеров как лыж, так и ботинок. В приоритете другие критерии:
В процессе обучения ребенку понадобиться несколько типоразмеров:
Особенно подбор лыж критичен при групповом обучении в детском клубе. При системном индивидуальном обучении – этот фактор менее чувствителен, но более прогрессивен.
Прокатные детские лыжи имеют дополнительное удобство – рентальные, адаптивные крепления, позволяющие оперативно и правильно выставлять под размер ботинка с сохранением правильности центров ботинка и лыж.
Важно: Обслуживание детских лыж не отличается от взрослых. Острые канты и нанесение парафинов на скользящую поверхность позволяют облегчить управление и избежать «прилипания к склону». Для детей (особенно на начальной стадии катания) эти факторы гораздо значительны, чем для взрослых.
Последние тенденции говорят, что точная подгонка размера до 12 лет не требуется. Так же, как и плотная фиксация в них ног. Норма – на ½ - 1 размер больше. Такой метод обусловлен особенностями детского руления лыжами – толканием.
Но это не значит, что размер не имеет значения – тесные вызывают дискомфорт у ребенка, большие – резко снижают управляемость.
Само собой, подбор нужного размера проще делать в прокате.
Ботинки требуют привыкания – будет не лишним сделать несколько уроков с одеванием и ношением ботинок в обычных комнатных условиях. Желательно в игровом формате изображая робота или трансформера.
Большой успех – ребенок смог самостоятельно надеть ботинок. Суперуспех если он его застегнул. Идеал - хождение в ботинках с пристегнутыми лыжами по домашнему ковру каждый день в формате игры до первого выхода на склон.
Важно: Ботинки должны быть высушенными и прогреты перед надеванием. Мокрые и холодные – прямой путь вызвать нежелание их надевать.
Сейчас нет господствующей методики обучения детей с использованием палок. Классическая схема обучению предполагает постоянное наличие палок у детей. Современные методики предполагают наличие палок на первых занятиях (часто дети не могут начать движение без отталкивания палками) и с момента, когда начинается обучение уколу палкой (6-7 лет).
Лучше вопрос о палках оставить на усмотрение обучающего человека – инструктора или тренера.
Горнолыжные очки, маскиНе грузите ребенка постоянным ношением маски. По большому счету она нужна только при ветреной снежной погоде и больших скоростях. В остальных случаях достаточно обычных снегозащитных или оутдорных очков – они легче и не так ограничивают обзор.
Важно: При ярком солнце очки или маска обязательны!
До 5 лет дети по своей конституции (мягкие кости, малый вес) и уровне катания (скорость, уклоны) не могут получить значительные травмы при собственном падении. Однако, когда малыши, выезжают с детских учебных на общие склоны, то подвергаются риску столкновения со взрослыми, масса которых в разы превышает детскую. Последствия могут быть печальными.
В силу этого риска вопрос о шлеме не обсуждается – шлем нужен однозначно. Но шлем нужен не только как атрибут безопасности – он должен быть хорошо подогнан и застегнут.
Остальные элементы – защита позвоночника, защита колен, защита локтей, начинают применяться с 5-7 лет и в основном на соревнованиях. Тогда же обсуждается с тренером наличие фулфейса и гард на палках.
Важно: Компромисс между подвижностью, комфортом маленького горнолыжника и наличием пассивных элементов защиты очень важен для прогресса катания. Не жалейте для его достижения средств
Для юного сноубордиста обязательны защитные шорты.
Одежда должна быть не только удобной, теплой и комфортной. Подбирайте экипировку ярких расцветок – это сделает ребенка более заметным на склоне, а значит обеспечит более безопасное катание.
Правильный принцип формирования одежды слоями – «стало жарко – снимаем лишнее». Принцип «стало холодно – утепляемся» не работает. Отореться замерзшему ребенку можно только в теплом помещении.
Если есть умение у родителей – можно самостоятельно пришить изнутри (снаружи поролон будет «дубеть» на морозе) элементы зашиты коленей, локтей.
Важно: всегда имейте для детей второй комплект рукавиц, пару батончиков – конфет, воду, комнатную обувь (для игровых комнат).
Приучайте ребенка к катанию с рюкзачком – там всегда должны быть запасные рукавицы, очки, утепляющие элементы одежды.
Многие родители, отдавшие предпочтение занятиям ребенка в горнолыжном клубе во время отдыха в горах, считают это достаточно. Это не так – ребенку нужно катание между занятиями, чтобы усвоить полученные навыки. Так, что уделяйте больше внимания такому дополнительному катанию. Расспрашивайте ребенка чему учил его тренер или поставьте его на место тренера – пусть учит вас. Это работает!
Продолжительность занятий нужно подбирать в зависимости от физических возможностей. И психологических тоже. Метод повторения часто перестает работать из-за потери внимательности – ребенку надоедает делать одно и тоже. Надо вовремя переключатся. Переключайте методы – допустим на метод подражания, метод перевоплощения в зверей, метод ассоциаций (например, «пица домик, самолетик» - при обучении плугу, «трамвай, рельсы» - параллельные лыжи). Существует большое количество методик – пробуйте все. Возможно вашему ребенку подойдут какие-то больше, какие-то вообще не сработают – это нормально.
Если вы решили самостоятельно обучать ребенка - углубленно изучите этот вопрос – существует много методик в зависимости от возраста: от игровых до соревновательных. Мотивация – возможно главное для ребенка, чтобы он увлекся катанием. Принцип «проедешь – дам конфету» очень быстро перестает работать.
Пытайтесь общаться с ребенком на склоне как со взрослым – терминология, жесты (большой палец – «лайк», ладушки – «давать пять», «пятак») , приветствия и пожелания удачи, подача восхищения его успехами. Это гораздо лучше для становления горнолыжного характера чем сюсюканье.
Не зацикливайте ребенка только на катании – в горах красивая природа. Обращайте его внимание на интересные объекты, учите замечать красоту, развивайте способность запоминать удивительные моменты жизни.
Важно: Не навязчиво рассказывайте ребенку правила безопасного катания. Используйте для этого поведение других катальщиков. Примеры неправильного поведения лучше усваиваются.
Долго в теории детского обучения существовала методика, когда начальное обучение маленького сноубордиста начиналось на лыжах и только по достижении возраста 5-6 лет и уверенного освоения лыж – обучение сноуборду.
Сейчас мнение профессиональных инструкторов и тренеров размыто. И часто детей сразу ставят на сноуборд в 3-4 года. Тут надо подойти к решению этого вопроса творчески: лыжи более функциональный снаряд и дают большее развитие всем способностям. Сноуборд – возможно легче осваивается, но в силу асимметричности развивает ребенка несколько однобоко. Есть мнение, что с опытом катания на скейте ребенку легче освоить сноуборд.
Мы дали будущим горнолыжным родителям достаточно большой, но не максимальный объем информации. Образно говоря: обозначили направления, но не торную тропу. Для получения результата, обозначенного в первых строках статьи вам, придётся перелопатить еще много материалов. Но поверьте – оно того стоит.
Сложно передать чувство, которое ты испытываешь, когда видишь, что твоё дитя катается лучше тебя, по фану и счастливо от этого.
Удачи вам и вашим детям!