Rocker VS Camber: битва прогибов

31.01.2024

Сразу скажем – в этом бою нет и не может быть абсолютного победителя. Молодой и дерзкий рокер и проверенный временем классический кембер служат для разных целей и великолепно показывают себя в разных стилях катания. Именно прогиб определяет, как поведет себя доска на трассе и в мягком снегу, в парке и при скоростном карвинге. Но обо всем по порядку.

Самые первые сноуборды создавались по образу и подобию серфинговых досок, основная их часть была абсолютно плоской и лишь слегка были приподняты нос и хвост. Забегая вперед – такая геометрия до сих пор применяется в паудерных досках, которые легко плывут по свежему снегу как по волнам именно благодаря своей конструкции.

Camber (классический кембер)

В далеких 80-х годах из лыжного мира в сноубординг пришел традиционный или весовой прогиб – Camber. В те времена новая конструкция была единственным возможным способом добиться хорошего щелчка и надежного сцепления со склоном.

Понять, что перед вами доска с классическим кембером очень просто: посмотрев на сноуборд сбоку, сразу заметно, что самая высокая часть доски находится ровно посередине между креплениями, а две точки контакта со склоном расположены у носа и хвоста. Благодаря такой конструкции под ногами райдера создается пружина. Райдеру достаточно просто наступить на сноуборд, чтобы под весом канты врезались в снег, и доска не соскальзывала. Длина рабочего канта становится больше, что позволяет достичь максимального контроля над снарядом. Яркие представители классического кембера – культовая модель Burton Custom X и карвинг-машина Nidecker Concept

Еще одна особенность кембера – хороший щелчок. В процессе катания, когда райдер работает ногами, возникает момент ослабления давления – и доска резко возвращается в свой первоначальный прогиб, «выщелкивая» сноубордиста в следующую дугу. Непревзойденный контроль на скорости, динамичность и резкость – вот за что обожают кембер многие райдеры. Такие доски идеально подходят для быстрых и техничных спусков по трассам и большого фристайла, но требуют от сноубордиста хорошей техники, много энергии и тщательной работы: классический прогиб почти не прощает ошибок.

Новичку совладать с кемберной доской будет непросто, обучение на ней потребует упорства и сил, ведь сноуборд будет всячески показывать характер, уезжать из-под ног по своей траектории и фатально цепляться кантами. При этом многие инструкторы и опытные райдеры советуют начинать обучение именно с требовательного кембера, который научит райдера не просто кататься, а кататься правильно, технично и красиво.

В момент появления рокерного прогиба, классический кембер на некоторое время стал менее популярным, но в последние годы интерес к нему вернулся с новой силой. Особенно после того, как инженеры Jones Snowboards разработали и внедрили в свои доски технологию Spoon – поднятые канты в районе носа и хвоста. Новинка нашла свое применение во многих моделях сноубордов, например, у Jones Aviator используется уже улучшенная технология Spoon 2.0. Этот абгрейт традиционного прогиба фактически свел на «нет» риск неудачно поймать кант во время спуска.

Rocker (рокер, обратный прогиб)

На дворе 2007 год, сноубордисты всего мира уже больше 20 лет катаются на классическом кэмбере и почти уверены, что так будет всегда. Но все изменилось, когда Lib Tech впервые представили модель Skate Banana c обратным прогибом – рокером. Новая конструкция произвела настоящую революцию в сноубординге и моментально завоевала внимание райдеров. C легкой руки Lib Tech обратный прогиб по сей день называют Banana, ведь форма таких досок действительно напоминает банан – точка сцепления всего одна ровно посередине доски, а тейл и нос заметно подняты вверх.

Рокер стал спасением для новичков и лентяев, уставших от непокорного кембера. Теперь зацепиться кантами за склон можно было только приложив для этого усилие и специально поставив доску на кант. Стали возможны любые вращения доски даже на плоском склоне, начинающие райдеры перестали падать на каждом повороте. Джиббить и выполнять трюки в парках с рокером одно удовольствие, а учиться сноубордингу теперь стало легко и приятно, что резко повысило его популярность у молодых экстремалов.

Новая конструкция подарила сноуборду игривость, улучшенную маневренность и хорошую «всплываемость» в глубоком и мягком снегу. Но в тоже время уменьшение эффективной длины сцепления канта со склоном резко сократило скорость и уровень контроля досок. Утратив кемберовскую пружину, доски с рокером потеряли динамику и резкость. Не удивительно, что вскоре ведущие производители начали искать золотую середину и пытаться совмещать прогибы, чтобы сохранить в одной доске удобство рокера и техничность кембера.

Гибридный прогиб

Сегодня на рынке представлено множество сноубордов с различными вариантами гибридных прогибов. Если посмотреть на доску сбоку, она будет выглядеть волнистой и иметь несколько точек сцепления. Практически каждый бренд имеет свою собственную классификацию прогибов – у многих производителей принцип расположения зон кембера и рокера совпадает, но названия гибридных комбинаций у каждого свои. Разные сочетания прогибов служат для разных целей и условий катания, а «чистый» обратный прогиб уже практически не встречается.

Самый удобным и универсальным вариантом гибрида стал прогиб CamRock: между креплениями кембер, а на носу и тейле – рокер. Благодаря классическому прогибу сохранились хорошие скоростные характеристика и управляемость, а рокер от закладных делает катание комфортным и приятным. Такая конструкция сочетает в себе преимущества обоих прогибов и практически избегает недостатков каждого в отдельности. Доски CamRock отлично щелкают и при этом не склонны ловить кант на ровном месте. Ощутить все прелести прогиба CamRock можно на доске Jones Flagship. Большинство современных универсальных сноубордов имеют именно такую геометрию.

Фанаты фрирайда знают, что лучше всего в пухлом снегу ведет себя Directional Rocker – направленный рокер. Кембер остается только под задней ногой и отвечает за управляемость, а длинный рокер занимает собою чуть ли не всю переднюю половину доски. Такая геометрия позволяет направленным доскам буквально выплывать из пухляка и иметь хорошее сцепление даже с наледью. В новом сезоне бренд Lib Tech презентовал горячую новинку с комбинированным направленным прогибом – сноуборд Lib Tech T-Rice Orca.

Еще один распространенный «микс»: рокер посередине, два кембера – под креплениями. Доска сохраняет все преимущества бананы, а благодаря классическому прогибу резко и технично входит в повороты и крепко цепляется за склон, что делает такой снаряд идеальным для трассовых скоростных спусков и карвинга. Все преимущества такого сочетания прогибов уже оценили те, кто имел удовольствие кататься на про-модели Тревиса Райса Lib Tech T-Rice Pro

.

В последнее время популярность приобрели плоские доски с прогибом Flat – то есть практически вообще без прогиба, приподняты вверх только нос и тейл. Удивительно, но такие доски нашли свое место в двух абсолютно разных дисциплинах: джиббинге и фрирайде. Скользить по перилам и боксам на такой доске – одно удовольствие, но и со скоростными поворотами на трассе этот прогиб справляется отлично, так как имеет большую площадь сцепления канта со склоном.

Какому из прогибов отдать предпочтение в конечном итоге – дело сугубо индивидуальное. Кто-то отдает дань уважения классике и выбирает традиционный кембер, кто-то экспериментирует с техникой и пробует различные гибридные варианты, чтобы найти для себя «тот самый», а кому-то нравится предсказуемость и плавность флэта. Разные техники и стили катания требуют разных геометрий и технологий, поэтому развивайте свой собственный неповторимый стиль катания – а идеальный сноуборд найдете в Канте.