Особенности фрирайда в Красной Поляне

13.09.2023

О некоторых особенностях фрирайда в Красной Поляне или Краснополянский ликбез для фрирайдера

Красная Поляна по праву заслужила репутацию одного из самых лакомых для фрирайдера мест. Здешние горы видели этап FWT, сюда ежегодно приезжают райдеры первого эшелона для катания и съемки видео. Местный фрирайд доступен (во всех смыслах) всем от грандов до начинающих – и за это он любим многими!

3,5 часа от порога московского офиса до подъемника, и ты уже раскатываешься на ночном катании после рабочего дня перед завтрашними подвигами – сказка и мечта!

В чем волшебство краснополянского пухляка?

Особая консистенция снега дает ощущение парения. Эту субстанцию обеспечивают особые условия – не низкая температура (в идеале -5-10°), повышенная влажность, безветрие. Причем циклон со снегопадом должен прийти с юго-запада, через Черное море. В итоге мы получаем ливневый снегопад со снежинками размером до блюдца. Они образуют в течении нескольких часов залежи в десятки см (неоднократно был свидетелем выпадения в течении часа – двух до 0,5 м снежного покрова). Не редкость, когда в течении суток выпадает до 150 мм осадков в водном эквиваленте, а это глубина павдера более метра.

И тут мы переходим к конкретике.

Когда ехать за краснополянским пухляком?

Хороши первые ноябрьские снегопады если они идут в похолодание. За 3-4 дня выпадает до 1,5 метров. Курорты в это время еще не работают, но никто не отменяет заброски на джипах и ски-тур. В 2016 году мы катали отметки 900 – 560 метров на Альпийском шоссе с помощью такси! Подъем обходился 500 рублей на троих и ни малейшей конкуренции. Но важно знать правильные линии – очевидные спуски часто оказываются мало катальными.

Второй «правильный» циклон приходит в конце ноября начале декабря. Но опять очень важно похолодание. В перерывах между циклонами снег вполне может растаять или смыт дождями.

С конца декабря устанавливается зимняя погода с регулярными снегами. Но обычно первая половина января теплая. Снег выпадает слишком влажный, тяжелый, быстро образуется корка. И вот наступает конец января – и похолодания превалируют над оттепелями. Начинаем мониторить погоду. Если циклон идет с правильного направления и его продолжительность 2-4 дня – принимаем стойку низкого старта и смотрим авиабилеты.

В Красной Поляне никто не рискует предсказывать павдер, если даже есть хороший прогноз. Начиная с 2016 года прогнозы имеют очень малую сбываемость на срок более 24 часов. Что-то сломалось в погодной машинерии. 

Если раньше можно было смело прилетать в Красную Поляну с 10 февраля со 100% вероятностью попасть на пухляк в течении 10 дней, то сейчас это явление непредсказуемо. Да, может выпасть много снега, целина будет, да будет хороший добротный фрирайд – это скорее норма, чем исключение. Но вот того – волшебного, может и не быть.

Сезон пухляка заканчивается по-разному. Пик приходится на февраль, но иногда природа делает зимние сюрпризы даже в апреле.

Надежный выход – углубленно мониторить прогнозы, поддерживать связь с местными фрирайдерами и лететь «под снег». Увы, краснополянский павдер живет не долго, и его самая волшебная субстанция существует в основном вовремя снегопада и максимум на следующий день. Затем ветер, гравитация, мороз превращают его в обычную целину. Бывает иногда выпадает снег настолько влажный, то любые лыжи в нем тонут, не скользят даже на значительном уклоне.

Где живет краснополянский павдер?

Основное место катания – северный склон хребта Аибга. Туда доставляют подъемники 3-х курортов: ГК «Роза Хутор», «Альпика» (ГТЦ «Газпром») и ВГК «Горки Город».

Основные типа фрирайда

Кулуаринг

По всему склону хребта Аибга возможны кулуары, но наиболее значительные они в прихребтовой части. Обычно от хребта все спуски начинаются кулуарами. В начале как правило карниз 3-10 м высоты. Круто, узко, часто кулуары раскатаны до бугрятника. Лавиноопасность – высокая.

Безлесные поля

Их на северном склоне не много – но это настоящая вкусняшка! Лавиноопастность высокая.

Magic forest – волшебный лес

Да, здесь отличное лесное катание! В отличии от Шерегеша – много леса с крутым уклоном и нужен хороший уровень катания для получения наслаждения. Но хороший гид знает доступный лес для любого уровня. Лавиноопасность умеренная.

Южный склон ГК «Роза Хутор»

Много безлесных и коротких полей между трассами. Довольно быстро все раскатывается, иногда еще быстрее все уходит под корку или «бетонируется» ветром и солнцем. Хит – поле под подъемником «Крокус». «Гурманы» от фрирайда иногда час-два ждут открытия подъемника (как правило, после снегопадов его открывают самым последним), чтобы первыми распечатать это. Но правильная тактика другая – пока ты ждешь, конкуренты раскатывают целину в других местах. Лавиноопасность умеренная.

Южный склон хребта Аибга в районе «Приюта ветров» курорта Альпика. Ровные пологие поля до зоны леса вызывающие эйфорию. Но нужны хода – полого. Лавиноопасность средняя. Сюда есть заходы, траверсы с ГК «Роза Хутор» с выездом через лес к подъемнику «Эдельвейс». Но выезды опасные – без гида вы сваливаетесь в ручьи с незамерзающими водопадами и многочисленными участками русла с открытой водой. Именно здесь происходит большинство ЧП с фрирайдерами.

Спасработы в р. Банном

К тому же на подъемнике большие очереди. Категорически не рекомендую эти спуски, тем более по чужим следам. Нормальный вариант – это скатки до линии леса и подъем ски-туром. На ГК «Роза Хутор» есть варианты спусков вне трасс с хребта до отметок 960 -940 метров, Альпийское шоссе и даже до долины реки Мзымта (при наличии достаточного количества снега). Очевидные варианты обычно проходят по косогорам и раскатаны в хлам. Но гиды знают «правильные» спуски.

Ловушка для неопытных фрирайдеров на Северном склоне ГК «Роза Хутор»

Препятствия катания по пухляку добавляет система лавинной службы на курортах. Она пока не в состоянии оперативно готовить склоны к открытию во время снегопада и после него. Противолавинные мероприятия затягиваются. Пухляк умирает и когда он становится доступным с подъемников – это уже не то волшебное вино из одуванчиков.

Особенности фрирайда на курортах

ГВК «Горки Город»

Фрирайд имеет славу самого долгоживущего, так как курорт не самый популярный. Очень опасны и лавиноопасны все кулуары. Лучше в них не соваться. Также не однозначен первый цирк – там тоже можно хлебнуть всякого ... Есть не плохой лес. Анонсирована официальная трасса фрирайда, которая не ратрачится из-за крутизны. Фатальный спуск – из третьего цирка вниз. В основном уезжают по чужим следам. Есть жертвы. На курорте есть горный патруль, контролирующий не санкционированный фрирайд с блокировкой ски-пассов.

«Альпика»

Именно с нее начиналась слава краснополянского фрирайда. И именно там были его первые жертвы. Ситуация не изменилась. Очевидный фрирайд в Салымовском цирке раскатывается «траверститами» очень быстро. За остальным счастьем нужно ходить в западную еще не реконструированную зону. Она не обслуживается спасателями.

ГК «Роза Хутор»

Много межтрассового фрирайда. Кулуаринга. Немного полей. Лесной фрирайд. Ввиду популярности курорта весь очевидный фрирайд быстро раскатывается. Много склонов убивается «травеститами». Официальные зоны фрирайда отмеченные на картах всегда закрыты по лавинной опасности. Фатальный спуск – по кулуару «Суицид» под верхней частью гондольной дороги «Кавказский экспресс». Есть жертвы. Все службы курорта имеют право блокировки ски-пасса за не санкционированный фрирайд.

Лавинная безопасность и другие опасности

Лавина с отрога «Акулий плавник» нп ГК «Роза Хутор»

Каждый год в Красной Поляне гибнут охотники за целиной. Это происходит в основном с самодеятельными фрирайдерами. Перечислю чего нужно особенно опасаться:

Лавины – реальная опасность №1. Катание, даже по «спрямлялкам» между трасс без стандартной триады «бипер, щуп, лопата» – это суицид. Известны случаи схода лавин даже на трассы.

Кулуары, заканчивающиеся крутыми сбросами, водопадами. Местами катание невозможно без альпснаряжения. В начале зимы в лесу много «пастей» (ямы со стенками из снега с эффектом трясины), на ручьях – «ловушки» (тонкий мост снежный мост, бутылкообразного профиля с ледяными стенками и водой на дне). Обычная веревка-восьмерка в рюкзаке иногда единственный шанс.

Заход в Юрьев Хутор

Крейзи Хутор

Промоины в Банном ручье, ГК «Роза Хутор»

Выезд по ручью Банному с Южного склону - опасен

Печально знаменитая «Мышеловка», Южный склон, ГК «Роза Хутор»

Снежные трещины многометровой глубины, часто припорошенные снегом.

Снежные карнизы, представляющие опасность не только для катальщика, но и для находящихся под карнизами.

И… медведи. На курортах знак «Дикие звери» не является редкостью и имеет полное основание для установки.

Знание всех опасностей приобретается годами. Вы должны это помнить всегда!

На чем катать краснополянский пухляк?

В идеале – это павдерные лыжи с максимальной талией. Однако, как сообщалось выше, попасть на волшебный павдер, дело везения и оно происходит не часто. Но обычные фрирайдовые модели лыж с талией 110 – 115 мм для мужчин и 105-110 для женщин, вполне подходят и более универсальны для другого состояния снега в Красной Поляне.

Фрирайдные лыжи и сноуборды

Как одеваться фрирайдеру в Красной Поляне?

Никаких суперособенностей в одежде для Красной Поляны нет. Обычный принцип трех слоев оправдывает себя. Следует учитывать теплый местный климат и использовать более тонкое термобелье и флис.

Куртки предпочтительней без утеплителя. С высокой степенью водонепроницаемости – часто возникает ситуация, когда внизу идет дождь, переходящий на высоте в снег. Запасной плащик из «русского гортекса» (обычной пленочный дождевик) иногда выручает больше, чем прорайдерский GORE-TEX®. Не окажется лишней запасное утепление в рюкзаке – пуховка или жилет. Запасная маска и рукавицы значительно облегчат катание в условиях быстро меняющейся погоды.

Контроль курортов за выезд с трасс, «под ленточку»

Это нарушение мониторится на всех курортах. Обычная санкция – дистанционная блокировка ски-пасса. Патрулю, спасателю или работнику трасс даже не нужен физически ваш ски-пасс. Высокие технологии не предусматривают погонь и изъятия – просто после спуска вне трасс ваш ски-пасс перестает работать, а в инфоцентре вам сообщают, что он заблокирован за нарушение правил курорта. Эти правила (под брутальным номером 13) есть на сайте. Покупая билет, вы тем самым соглашаетесь с ними, в том числе с блокировкой ски-пасса за их нарушение.

Мало того следующая после выделенного красным фраза обещает занесение вас в стоп-лист либо на сезон, либо на всю оставшуюся жизнь. То есть, вы должны понимать, каким рискам подвержен самостоятельный фрирайд и реально оценивать разумность своих действий.

Ски-тур за краснополянским пухляком

Направление ски-тура в Красной Поляне развивается очень медленно. В основном это связано с тем, что за территорией курортов сразу начинаются либо пограничная зона (даже наличие пропуска вне туристического маршрута трактуется пограничниками по-своему) либо Кавказский Заповедник, который закрывает на зиму свои границы. Или открывает их по своему усмотрению и не для всех.

А пыхтящие под канатными дорогами ски-туристы выглядят по крайней мере идиотами. Если же вы захотите пойти по закрытой по лавинной опасности части курорта – вас гарантировано завернет либо охрана, либо лавинная служба. И в лучшем случае отругает Для ски-тура подходит Абхазия, но это уже другая история. Также в Абхазии проводится и хели-ски.

Гайдбуков по фрирайду в Красной Поляне не существует

Затея рисовать треки спусков для общего пользования сомнительна. Это напоминает пособие по суициду. Гайдбук многими катальщиками воспринимается как призыв к действию. Причем не останавливает ни отсутствие необходимого уровня катания, ни отсутствие лавинного снаряжения, ни опыта катания по неочевидным опасным местам. Таких катальщиков встречается на склонах без всяких гайдбуков достаточно много. Хорошее и правильное решение – катание с гидами. Найти их контакты в интернете и в Красной Поляне не составляет труда.

Желаем бездонного краснополянского павдера и удачного катания!