ИНГЕМАР СТЕНМАРК – А что, если…

28.03.2023

Я никогда не жил воспоминаниями о прошлом и о былых временах славы. Сейчас такое впечатление, что все это было в другой жизни. Это прошлое, а я предпочитаю жить сегодняшним днем. Но то, что лыжи – очень важная часть моей жизни – неоспоримый факт. Когда я сравниваю времена моей лыжной карьеры с сегодняшним днем, то прекрасно вижу, насколько же сильно изменился этот спорт за три десятилетия с момента окончания моей карьеры горнолыжника. Лыжи претерпели множество изменений. У меня всегда было к этому особое отношение. Меня не слишком интересовал дизайн и цвет лыж, но вот в том, что касается их характеристик – я всегда был очень требователен. Даже будучи подростком, я мог почувствовать самые мелкие нюансы поведения лыж. В те времена считалось, что лыжи проявляют все свои лучшие качества после «обкатки». То есть, их нужно «размять», чтобы все слои материалов работали именно так, как это и было задумано при производстве. Когда становилось видно, какая именно из пар лыж подходит мне наилучшим образом, я старался кататься только и исключительно на ней. Я очень привязывался к этим лыжам. На практике это означало, что я настолько привыкал к этой паре лыж, что катался на ней весь сезон. К последним стартам сезона канты на них стачивались до толщины волоса и иногда мне их нужно было даже выпрямлять в промежутках между попытками.

Мне очень повезло работать вместе со старым другом и сервисменом Юре Вогельником, который отлично знал мои предпочтения и особые требования к снаряжению. Вместе мы пришли к идее о том, что было бы интересно попробовать лыжи с более глубоким боковым вырезом. Когда ребята из департамента разработок передали мне первую пару на тесты, я сразу ощутил, что поехал быстрее. Но на старте все оказалось не так просто. У меня были проблемы на крутых участках склона, но на выполаживаниях лыжи были прекрасны. В то время длина лыж составляла 205 сантиметров и было очень сложно добиться достаточной торсионной жесткости конструкции при такой длине с учетом более выраженного бокового выреза. Но что было по-настоящему важно – это ощущения от катания, а они были превосходны.

Всю свою карьеру я пытался выписать идеальную дугу, особенно в гигантском слаломе. В каком-то смысле можно сказать, что я пытался делать карвинговые повороты на этих двухметровых лыжах. Разумеется, когда позволяли условия. Я сильно загружал пятки лыж и когда их удавалось прогнуть достаточно сильно – результат получался достаточно похожим на современный карвинг. И, наконец, буквально через несколько лет после окончания моей карьеры горнолыжника, в конструкции лыж произошла революция. Elan и их модель SCX нашли способ воплотить мечты об идеальных дугах в реальность. Эти лыжи изменили катание навсегда. Они на самом деле позволили резать идеальные дуги. Они казались мне совершенными. Тогда я подумал – жаль, что инженеры Elan не создали их на десять лет раньше, чтобы мне довелось опробовать их на трассе соревнований. Конечно, это большой вопрос, удалось ли бы мне выиграть столько же стартов на таких лыжах. Но я определенно уверен в том, что удовольствия от катания было бы куда больше. И в этом, думаю, заключается вся разница. Разница в длине в пол-метра и другая геометрия – это еще не все. Разница в том, что позволяют современные лыжи выполнять на склоне, как они ощущаются при катании. Именно в этом вся разница. И это уже то, что может легко почувствовать любой лыжник, а не только профессиональный спортсмен.

Я не склонен предаваться ностальгическим воспоминаниям, так что не буду долго рассуждать над вопросом «а что было бы, если». Я лучше буду получать удовольствие от дня сегодняшнего, от катания с семьей и друзьями на современных лыжах – настоящих произведениях инженерного искусства. Я до сих пор люблю резать быстрые GS дуги. И до сих пор по-настоящему люблю лыжи.

Подписка на рассылку

Оставьте свой адрес и первыми получайте от нас полезную информацию, новости и акции