Каталог
Как купить Доставка Самовывоз Оплата Обмен и возврат Заказать бесплатный звонок
Москва
Регион доставки Москва? Да, верно Выбрать другой
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
Спорткомплекс
Спорткомплекс  
  Корзина
Туризм
Регион доставки Москва?
Да Другой
 
   

Лыжи, которые не соскользнут с дуги.

31.01.2018

Лыжи, которые не соскользнут с дуги.

Elan – по-настоящему инновационная компания. За всю свою семидесятилетнюю историю Elan выпустили на рынок несколько действительно прорывных технологий – тех, которые стали настоящей революцией в спорте – но ни одна из них не сравнится по своей значимости с Elan SCX. Модель SCX открыла дверь в совершенно иной мир катания – и привнесла в словарь горнолыжников новое слово – карвинг.



Это был 1994 год. Двумя годами ранее Elan выпустил на рынок легендарную, чрезвычайно успешную модель MBX. MBX – это первая в истории модель с конструкцией «моноблок», значительно опередившая свое время, но, в то же время, это были лыжи традиционной геометрии – длинные и прямые как стрела, с ростовками около двух метров и минимальным боковым вырезом. В то время ростовка подбиралась в зависимости от вашего роста – и подходящими считались лыжи, выбранные по принципу «рост + 20 сантиметров». Основная разница между лыжами заключалась в распределении жесткости. Самыми жесткими были лыжи для слалома, лыжи для слалома-гиганта были немного мягче, а самые мягкие лыжи производились для любительского катания. Наверное, даже не стоит лишний раз упоминать, что большинство лыжников в то время катались «сбрасывая пятки», или совершая повороты с проскальзыванием, а любые другие техники поворотов оставались уделом профессионалов.



Для команды разработчиков Elan это было вызовом, они постоянно находились в поиске решения. То была группа инженеров, мыслящих десятилетиями вперед, они разрабатывали решения, на тот момент казавшиеся невозможными и граничащими с научной фантастикой. Как выяснилось, еще за 15 лет до этого Ингемар Стенмарк и его сервисмен Юре Вогельник уже обращались в департамент разработок с идеей о том, что выполнять повороты на лыжах с более выраженным боковым вырезом можно значительно эффективнее. Если такая идея поступила от лучшего лыжника в истории, от лыжника, чья техника была вершиной совершенства – значит, в этой идее действительно что-то было. С этой мыслью разработчики Elan неустанно работали, разрабатывали прототипы новых моделей, тестировали их, всеми силами стремясь добиться своей цели. Это потребовало несколько лет напряженной работы, но в начале 90-х годов команде удалось совершить прорыв, изменивший горные лыжи навсегда.


«На наши первые тесты на горе Соришка Планина мы приехали инкогнито – ни корпоративных машин, ни формы с логотипами Elan », вспоминает Юрий Франко, который наравне с Павлом Шкофицем и Андреем Робичем был одним из главных идейных вдохновителей проекта. «Лыжи работали именно так, как мы и ожидали. Наконец-то было доказано, что предположение о том, что лыжник может усилием прогнуть лыжу для совершения поворота в корне неверно. Это заблуждение, которым некоторые люди руководствуются до сих пор. Само наличие бокового выреза – это и есть основное условие для того, чтобы лыжа могла изогнуться в повороте, и вести лыжу по дуге возможно только если она обладает достаточно глубоким боковым вырезом. То, что мы ощутили при катании полностью подтвердило наши вычисления » говорит Франко. «Я должен поблагодарить Андрея Робича, который всей своей репутацией поддержал этот проект, и также принимал участие в тестах. Без его поддержки нам не удалось бы даже создать первый прототип. »


Возможно, кто-то может предположить, что в процессе создания этой модели конструкторы столкнулись с какими-либо технологическими трудностями, но в действительности их практически не было.
«У нас не было каких-либо особенных затруднений. Конструкция «сэндвич» с боковыми стенками, усиленная алюминиевыми пластинами применялась в горных лыжах с конца 50-х годов и с тех пор практически не изменилась. У нас просто не было в достаточной степени проработанной теоретической базы и математических подтверждений для обоснования целесообразности применения новой конструкции лыж. Наши тесты и наблюдения показали, что выбор комбинаций продольной гибкости и торсионной жесткости получается достаточно ограниченным, так что мы просто не придавали этому вопросу большого значения. Самой большой проблемой была скользящая поверхность. К счастью, Elan производил также и лыжи для прыжков в длину, так что у нас в наличии имелись достаточно широкие полосы материала. Это можно считать вкладом прыжковых дисциплин в развитие горнолыжного спорта », добавляет инженер Франко, признавая, что команда разработчиков совершенно не представляла масштаб влияния, которое окажет эта инновационная модель на дальнейшее развитие горных лыж.


«Мы никогда не думали об этом в ходе исследований, но уже после первых поворотов на склоне стало понятно, что лыжи больше никогда не будут прежними. Отлично помню тот момент, когда я демонстрировал первые прототипы американскому дилеру Elan в Капруне спустя несколько лет. Когда мы обменялись лыжами и я попробовал сделать несколько поворотов на его новейших лыжах, созданных с применением лучших технологий, но традиционной геометрии – я просто несколько раз упал, потому что лыжи отказывались поворачивать самостоятельно. Конечно, через некоторое время я перестроился, когда стал уделять этому повышенное внимание, но это было, прямо скажем, нелегко. Конечным результатом тестов стало сообщение, полученное нами по факсу, в котором говорилось о том, что хотя лыжи и работают так, как от них ожидалось, но не было никаких шансов на то, что они будут иметь сколько-нибудь заметный коммерческий успех на массовом рынке. В этом сообщении говорилось о том, что на рынке нет спроса на такие решения, и о том, что спрос не определяет технологический прогресс. При всем при этом, SCX разрабатывались в отрыве от анализа рынка и маркетинговых запросов. Их основное предназначение заключалось в решении простой инженерной задачи: как создать лыжи, которые не будут срываться в скольжение при ведении дуги. Результат оказался шокирующим и неприемлемым для многих «отраслевых экспертов». Были попытки создать лыжи с отличной геометрией и меньшим боковым вырезом с аналогичными рабочими характеристиками, но математику не обманешь, и главенствующую роль все равно будет играть глубина бокового выреза. Производились лыжи и в уменьшенных ростовках, но это уже другая история. »


История разработки SCX – возможно, одна из главных инноваций в истории горнолыжного спорта, и Elan был на острие прогресса. Elan удалось создать снаряжение, полностью изменившее подход к катанию – спортсмены улучшили свои результаты, но, в то же время, и любители стали получать больше удовольствия от катания. Десятилетия спустя, команда инженеров Elan и сейчас оттачивает свое мастерство во внедрении инновационных решений, впечатляя нас своими разработками сезон за сезоном.

Назад к списку новостей

 

Кант в соцсетях