Каталог
Как купить Доставка Самовывоз Оплата Обмен и возврат Заказать бесплатный звонок
Москва
Регион доставки Москва? Да, верно Выбрать другой
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
Спорткомплекс
Спорткомплекс  
  Корзина
Туризм
Регион доставки Москва?
Да Другой
 
   

Что такое фэт-байк или как продлить велосезон на зиму?

24.01.2018

Что такое фэт-байк или как продлить велосезон на зиму?

Многие из вас уже видели на улицах, либо в магазинах, велосипеды на достаточно толстых колесах. И наверняка у вас возникали вопросы: а что это? а за чем? и т.д. В этой статье попробуем пролить свет на такой тип велосипедов, как фэтбайк. И так, поехали.


Фэт-байк или фатбайк (англ. fat-bike от fat — «толстый») — велосипед на толстых покрышках. Сейчас в это трудно поверить, но первое упоминание о велосипедах с широкими покрышками встречается в серии рекламных картинок «Странно, но правда», публикуемых фирмой Currys в велосипедной прессе, в период до 1932 года.


Термин Fatbike придумал Марк Грюнвальд (Mark Gronewald), именно он считается «отцом фэт-байка». Проживающий на Аляске, (ну а где же еще такая мысль могла прийти в голову) Марк водрузил трёхдюймовые покрышки на 80-миллиметровые обода, добившись ширины примерно 3,5 дюйма. Это позволило Марку Грюнвальду кататься на байке даже в период суровой северной зимы.


Первый серийный fatbike представила компания Surly, модель PUGSLEY. С тех пор бренд Surly по праву можно назвать пионером в фэт-индустрии. Они бородаты, любят пиво и регулярно придумывают всякие странные велосипеды, внезапно становящиеся культовыми. Именно эти ребята уговорили компанию Innova Tires выпустить покрышку Endomorph небывалой, по тем временам, ширины — 3.8″ дюйма. Обода они уже выпускали, осталось разработать и произвести раму. Именно так на свет появился Surly Pugsley. По сути, произошла вторая революция в велостроении. Первой, напомним, считается появление горных велосипедов в начале 80-х годов ХХ века.


На первый взгляд, по своему внешнему виду рама фэтбайка ничем не отличается от той, которая устанавливается на стандартном горном велосипеде. Однако это не так. Рама и вилка полностью созданы с учетом широких покрышек. В современных фэтбайках используются «свои» системы, вилки и втулки. Все остальные компоненты унифицированы с привычным горным велосипедом. При этом становится невозможным использование ободных тормозов. Они не способны остановить быстро вращающиеся массивные колеса. Так что в фэтбайках применяются тормоза только дискового типа.



Главное предназначение таких велосипедов, это езда по различным типам рыхлых поверхностей, которые плохо или совсем не проходимы на других типах велосипедов, как то: снег, песок и т. п. При эксплуатации давление в камерах находится в пределах от 2psi. до 15psi. Ширина покрышек — от 3,5 до 5.05" дюймов (Vee Tire Snow Shoe 2XL), ширина ободов — от 65 до 105 мм. Именно низкое давление в покрышках является ключевым в этом типе велосипеда наряду с шириной резины. За счёт большого объёма воздуха внутри и широких ободов, покрышки на очень низком давлении (5-10psi, 15 это уже «до дуба» и для асфальта) нормально держат форму и позволяют ехать по «тяжелому» рельефу. А само по себе низкое давление даёт возможность сильно увеличить пятно контакта и катастрофически уменьшить давление на поверхность, по которой приходится ехать. Дополнительно, по мере набора скорости, всё это вместе даёт т.н. «floatation», когда фэтбайк почти «летит» над мягкой поверхностью, на манер глиссирования.


Тут появляется еще один важный нюанс. Камеры в покрышках, а вернее их отсутствие. Именно переход на «безкамерку» позволяет добиться «вау» эффекта от езды на фэтбайке. Плюс, это позволяет облегчить каждое колесо на 450-700 г. А именно, снижение веса этих огромных колес облегчает жизнь владельцу, ведь приходится эти «катки» раскручивать.


Игра с давлением даёт возможность настроить поведение фэтбайка под самые разные покрытия под колёсами. Чем толще колёса, тем проще настроить. Именно по этой причине, класс «сверхтолстых» фэтбайков, на 100 мм ободах и 4.8″ резине растёт не по дням, а по часам. Хотя Surly Moonlander (основатель класса) изначально задумывался, как изделие для совсем уж сложных условий. В результате же количество моделей под очень толстую резину сейчас примерно равно традиционным. Так к примеру, есть свои фэтбайки и у WELT. Недорогая модель FAT Freedom 26 на гидравлических дисковых тормозах, с одной ведущей звездой спереди, ободами 100мм и покрышками 4.0". Рама позволяет установить резину 4.8". Такая модель как раз может стать подходящим вариантом, чтобы познакомиться с удивительным миром фэтбайкинга.


Современные технологии не обходят фэтбайки стороной. Уже привычными стали карбоновые рамы и обода. Есть, пусть небольшой, но выбор амортизационных вилок. Появились и фэт-подвесы. Это доказывает, что фэтбайк не стоит на месте, он развивается, чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей. Можно ли назвать фэтбайк универсальным велосипедом на каждый день? В принципе, да. Это подтверждается опытом многих владельцев. Но все же, основная стихия этого «монстра» – это различного вида бездорожье, снег и песок. Именно на таких покрытиях фэт приносит максимальное количество положительных эмоций владельцу. Согласитесь, ведь приятно проехать там, где на обычном велосипеде приходится спешиваться или вовсе объезжать сложные участки. Фэтбайк – это больше свободы, больше возможностей.



Автор: Андрей Лурье



P.S. А вот, кстати, продавец одного из наших магазинов, Александр Кузьменко, участвовал на WELT в соревнованиях по мини-даунхиллу в Балаклаве.



Назад к списку новостей

 

Кант в соцсетях