Чем отличаются горные лыжи? (Общие понятия) Часть I

13.09.2023

В этом тексте мы расскажем об особенностях и различиях горных лыж, и о том, на что эти различия влияют в поведениее лыжи на склоне. Если хотите прийти в магазин более подготовленными и понимать, о чем говорить с продавцом при выборе первой или новой модели лыж, то этот материал будет очень полезен для вас!

Лыжное снаряжение эволюционировало непрерывно, и, пожалуй, самым знаковым событием в истории горных лыж стала карвинговая революция, произошедшая в конце 80-х годов прошлого века. Классические лыжи, почти не имеющие бокового выреза, перестали быть единственным вариантом для лыжников. Мир изменился с изменением ГЕОМЕТРИИ лыжи. Появился резаный поворот, и лыжник утратил необходимость постоянно сбрасывать пятку. Началась карвинговая эра в горнолыжном спорте.

Геометрия

Геометрия лыжи - это совокупность замеров ширины лыжи в носке, талии и хвосте. Одна из особенностей карвинговых горных лыж - это значительная разница в ширине носка, талии и хвоста или, иначе говоря, лыжи имеющие боковой вырез. Об этом понятии мы поговорим дальше. Для новичка самым значимым в геометрии лыжи будет ширина талии. Не касаясь исключений, озвучим общее правило: чем талия уже, тем лыжа динамичнее, чем шире - тем проходимее. Поэтому спортивные лыжи как правило имеют узкую талию, а, скажем, лыжи для катания вне трасс - очень широкую. Для новичка же оптимально подойдет ширина талии от 73 до 80 мм. Такой размер талии достаточен, чтобы чувствовать себя устойчиво и не зависеть от качества подготовки склона, но и не слишком велик, чтобы доставить неудобство при освоении техники. Итак, талия лыжи влияет на ее устойчивость и управляемость на разных типах покрытия и динамику перекантовки. Запомните это, когда придете в магазин за первой парой горных лыж.

Радиус

Возможно, Вы уже слышали термин радиус поворота. Но многие ли знают его точное значение? Этим термином пользуются все: продавцы - при подборе снаряжения, инструкторы, когда советуют своим ученикам какие именно лыжи им подойдут, он всегда используется в описании геометрии лыжи и, более того, как правило, написан прямо на ней. Итак, что же такое радиус поворота, радиус бокового выреза или sidecut radius? Рассмотрим геометрию карвинговой лыжи.

Как видите, лыжа в талии значительно уже, чем в носке и пятке. Собственно, как мы уже говорили ранее, значительное изменение ширины лыжи по ее длине и делает лыжу карвинговой. Представим, что изначально лыжа была прямоугольной, а потом кто-то просто вырезал полоски небольшой толщины по длинным сторонам этого прямоугольника, увеличивая глубину выреза к середине.

Отсюда и появился "боковой вырез" или дословно "sidecut" по-английски. Но как же это связано с радиусом поворота лыжи на снегу? Для тех, кто помнит школьную геометрию ответ будет достаточно очевидным: в каждую лыжу по ее боковому вырезу можно вписать окружность с заданным радиусом. Часть длины этой окружности Вы и будете описывать, двигаясь по карвинговой траектории. Можно сформулировать данное утверждение иначе: при карвинге лыжник описывает на склоне дугу окружности, радиус которой задан боковым вырезом лыжи и указан на ней. Условно в этом параметре выделяют три категории: короткий радиус, средний и длинный. Цифровые диапазоны радиуса поворота для каждой категории приведены в таблице.

Короткий радиус используется в спортивных слаломных лыжах стандарта FIS, слаломных клубно-спортивных лыжах, верхних слаломных моделях коммерческого сегмента, в моделях для новичков. Все, что связано со слаломом не требует дополнительных объяснений - есть стандарт FIS, по которому делают слаломные лыжи, все остальные используют геометрию максимально близкую к спортивным. Но как сюда попали новички? Ответ прост: не вдаваясь в детали, о которых нам еще рано задумываться можно утверждать, что лыжа с более коротким радиусом более маневренна, а следовательно, легче в освоении. Тогда почему же новичку не подойдет спортивная слаломка, ведь ей не занимать маневренности и радиус там короче некуда? На этот вопрос мы ответим в главе жесткость лыжи.

Средний радиус - самый популярный в массовом сегменте. Он используется для разных категорий горных лыж, о которых мы поговорим подробно в следующей статье. Но чем же он так хорош? Средний радиус делает лыжу более универсальной, пригодной для использования в разных условиях, на разных трассах. Кроме того, при определенных навыках средний радиус всегда можно сделать короче - более подробно об этом чуть ниже. Что же касается длинного радиуса, его стихия - большие горы, а значит большая скорость.

Длинный радиус применяется в лыжах стандарта FIS для гигантского слалома, супер-гиганта и даунхила, во всех коммерческих лыжах верхнего сегмента класса GS, фрирайдных лыжах для Big Mountain и некоторых универсальных лыжах. Его главное преимущество - высокая стабильность на скорости и отсутствие самопроизвольного ухода в поворот при малых углах зарезки. Главный минус - сложное управление на низкой скорости, в узких местах при небольшом угле наклона понадобится прибегать к сбросу пятки, тяжело осваивать технику новичкам.

С радиусом почти разобрались, осталось последнее и, пожалуй, самое интересное. Этим фактом вы сможете удивить более опытных горнолыжников, можете даже поспорить с ними на что-то интересное. радиус поворота, указанный на лыже приведен для угла закантовки 0 градусов. То есть, это радиус окружности, которую можно прочертить просто положив лыжу на плоскость. Немногие об этом задумываются, но это так. Вот данные исследований по зависимости радиуса поворота от угла закантовки. По вертикальной оси отложен радиус, указанный на лыже, а график показывает, как он меняется с углом закантовки.

Этот график подтверждает простое утверждение многих инструкторов и продавцов - чем сильнее грузишь лыжу, тем короче она едет. Так же радиус поворота зависит от распределения силы по длине лыжи: чем более переднюю стойку занимает лыжник, тем короче поворачивает лыжа. Благодаря этому, многие производители выпускают модели с двойным и тройным радиусом. Об этом более подробно мы расскажем в наших следующих материалах.

Жесткость

Рассмотрим еще один важный параметр лыжи - жесткость. Она задается конструкцией лыжи и ее наполнением. Начнем с конструкции. В современном лыжестроении различают три типа конструкции: cap, sandwich и их комбинацию.

CAP - самая легкая и дешевая конструкция, поэтому и причины для ее использования две: уменьшение веса или снижение цены. Соответственно, такую конструкцию можно увидеть на лыжах для новичков, женских лыжах среднего уровня и начальных лыжах для парка. САР представляет конструкцию, состоящую из скользящей поверхности с приклеенными к ней кантами, верхней крышки П-образной формы опускающейся до кантов и сердечника, который заполняет пространство между скользящей поверхностью и верхней частью крышки.

Sandwich - это более дорогая конструкция, состоящая из слоев, склеенных и спрессованных друг с другом. Тут также можно выделить верхнюю часть - topsheet, сердечник, скользящую поверхность и различные материалы для усиления конструкции, и защиты от внешнего воздействия. В отличие от CAPа, в конструкции Sandwich верхняя часть лыжи плоская, поэтому по бокам приклеиваются вертикальные стенки из ABS пластика, которые тоже влияют на упругость лыжи и защищают сердечник.

Третий тип конструкции сочетает в себе два предыдущих: под креплениями в базовой части лыжи используют sandwich с боковыми стенками, а на носке и хвосте CAP c профилированной верхней крышкой. Такой тип конструкции часто применяется в производстве женских лыж среднего и продвинутого уровня и лыж унисекс среднего уровня.

В продолжении мы расскажем еще много интересного и сосредоточимся на внутренностях лыж, а также не обойдем вниманием профили. Ну а пока, чтобы закрепить полученные данные, вкратце повторим то, что уже выяснили: геометрия - это ширина лыжи в носке, талии и хвосте. Вместе эти размеры определяют боковой вырез, который, в свою очередь, задает радиус поворота лыжи. Радиус поворота указан на лыже для нулевого угла закантовки, то есть, это максимальное его значение практически без нагрузки на лыжу. Три типа конструкции: CAP, SANDWICH и их комбинация с боковыми стенками только под базой. CAP легче, дешевле и мягче, Sandwich тяжелее, дороже и жестче.

Ждем продолжения

Андрей Шевченко

Подписка на рассылку

Оставьте свой адрес и первыми получайте от нас полезную информацию, новости и акции