Каталог
Как купить Доставка Самовывоз Оплата Обмен и возврат Заказать бесплатный звонок
Москва
Регион доставки Москва? Да, верно Выбрать другой
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
Спорткомплекс
Спорткомплекс  
  Корзина
Одежда
Куртка горнолыжная Salomon 2018-19 ICEFROST JKT M Forged Iron/Black
Куртка горнолыжная Salomon 2018-19 ICEFROST JKT M Forged Iron/Black
28 990
Туризм
Спорткомплекс  
Интернет-магазин с 9 до 21 без выходных
 
Москва Санкт-Петербург Самара Екатеринбург Челябинск Сочи
Регион доставки Москва?
Да Другой
 
   

Путешествие по высокогорью Средней Азии с горелкой Primus OmniFuel II

Путешествие по высокогорью Средней Азии с горелкой Primus OmniFuel II

С какими горелками лучше ходить в горы: с газовыми или бензиновыми? Сложный и неоднозначный вопрос. Может некоторые горячие головы сразу дадут ответ, что газ лучше и надёжнее. Или наоборот, только бензин и баста! Мне кажется, что вопрос не совсем корректен. Это как спрашивать, что лучше внедорожник или спорткар? Сразу возникает следующий вопрос: смотря для чего? Для непродолжительных выходов наверх малой группой с персональной раскладкой преимущества газа в общем, и джетбойлов в частности, думаю никто оспаривать не будет. А вот если впереди продолжительное, достаточно автономное путешествие по высоким горам Средней Азии, то на чём готовить пищу?

Здесь я хочу описать наш летний опыт (хотя понятие лето для высоких гор крайне относительно) эксплуатации мультитопливных горелок Primus OmniFuel II, любезно предоставленных нам сетью спортивных магазинов КАНТ.

Планы на сезон 2017 года у нашей команды были грандиозные: восхождения на высшие точки Центрального Тянь-Шаня в рамках туристского похода высшей категории трудности, продолжительностью около сорока дней. Наша команда - это сборная нескольких городов и стран (России и Беларуси), в которую входят достаточно опытные горные туристы, знающие друг друга уже много лет, и связанные не только любовью к горам, но и узами тесной дружбы. Туристский опыт у нас достаточно обширный, включая не только восхождения в высоких горах на семитысячники, но и заполярные экспедиции, и технический альпинизм. По объективным и не очень причинам все задуманные планы в этом году нам реализовать не удалось, но тем не менее мы прошли 38-дневный поход с восхождениями на пик Военных Топографов Западный (6815 м), пик Хан-Тенгри (7010 м) и пик Победы (7439 м). Кто в теме, тот понимает сложность преодолённых препятствий. Вот здесь можно почитать о нашем путешествии и посмотреть фотографии:

Фотоальбом о походе по горам Центрального Тянь-Шаня Хрустальный пик-2017. Лучший поход. Центральный Тянь-Шань группы Романенкова

Почему наш выбор пал на Primus? Всё просто. Уже много лет мы ходим в походы с мультитопливными горелками этой фирмы. От заполярья до Средней Азии, и от Карпат до Камчатки. В автономных походах высших категорий сложности жизненно важно, чтобы снаряжение работало безотказно. Чтоб кошки не ломались, палатки не рвались, горелки работали как часы – это касается всего и вся. Мелочей не бывает. Если что-то недоглядел дома, что-либо не успел или не захотел делать, то по закону подлости в самый неподходящий момент это выйдет из строя. Возможно, мультитопливные горелки других фирм, также безотказны, как и у фирмы Primus, но с ними мы ранее не ходили и про их надёжность я ничего сказать не могу. С Примусами каждый из нас работал, знает, как их чистить и ремонтировать. Обязательным условием для нас – является наличие в походе нескольких одинаковых горелок, чтобы в случае какой-либо поломки, собрать рабочий вариант из оставшихся частей. Обычно мы берём кроме двух горелок, ещё один рабочий насос и ремкомплект, в который входит несколько прокладок, фирменный ключ и смазка. Две горелки ещё нужны и для того, чтобы одновременно готовить сразу в двух котлах. Это крайне актуально, когда группа достаточно большая и надо топить снег для воды.

Ещё мы стараемся ходить на очищенном топливе – калоше. Горелки хоть и позиционируются как мультитопливные, которые могут гореть на всём и вся, начиная от газа и бензина, и заканчивая спиртом (не приведи господи!) и дизтопливом, но мы предпочитаем не искушать судьбу. Про то, как доставить более десятка литров калоши к начальной точке маршрута можно написать отдельную статью, но сейчас речь не об этом. Главное - готовить на максимально чистом топливе, это избавит практически от всех проблем.

Так же обязательными вещами в кухонном хозяйстве является стеклоткань и автоклав, в простонародье именуемый скороваркой. Стеклоткань нужна для минимизации потерь тепла и защиты от ветра, а скороварка для экономии топлива и более быстрого приготовления пищи. Отдельно хотелось бы остановиться на продуктах. Мы придерживаемся следующей концепции: для того чтобы долго путешествовать, надо хорошо отдыхать, в том числе и питаться. Мы не берём в походы ролтоны и мивины, а также быстрорастворимые супчики. Так могут позволить себе ходить люди, у которых после нескольких дней восхождения на урезанной раскладе, впереди ждёт альплагерь с неограниченным количеством пищи. В автономных походах такие райские места встречаются достаточно редко, поэтому на протяжении всего похода мы стараемся варить каши и супы. Обязательным ингредиентом этих блюд является пеммикан – вываренное в жиру мясо, которое практически не портится и является крайне калорийным. Чем питаться в походах и на каких раскладках ходить – это вообще отдельная тема для разговора, где существует далеко не одно мнение. Я никого не в чём не хочу убеждать, а рассказываю всё это для того, чтобы читатель более полно представлял картину, каким образом мы готовим в походах и в каких условиях и с какой интенсивностью использовались горелки.

И так на тестировании у нас оказалось три новенькие горелки Primus OmniFuel. Постоянно мы носили с собой две горелки, а третья лежала в вертолётной заброске в МАЛе на Иныльчеке на случай непредвиденных поломок. Использовались горелки постоянно, по несколько раз в день. В силу того, что топливом у нас служила калоша, чистить горелки внепланово нам не пришлось, а по плану всего несколько раз за поход. Готовили в основном в палатке (у нас большая палатка-шатёр), но несколько раз при подъёме на пик Победы довелось переночевать в пещерах. Вообще около трети ночёвок у нас пришлось на высоты более пяти тысяч метров, где горелки использовались крайне интенсивно не только для приготовления пищи, но и для топки снега. Отрицательные температуры на разогрев горелок и их работу никаким образом не влияли, но наверняка от этого увеличивается расход топлива. В этом путешествии экстремальный холод нам испытать не довелось, но, когда несколько лет назад мы ходили зимой на пик Ленина (7134 м), где было действительно крайне прохладно, там с примусовскими горелками так же не было никаких вопросов. Но в общем, при подготовке к путешествию, расход топлива мы планируем по 70 грамм бензина на человека в день, когда не надо топить снег, и 90 грамм, когда надо.

В целом Primus OmniFuel зарекомендовали себя отлично, но есть несколько моментов, на которые хотелось бы остановиться. На что все участники обратили внимание, так это, по нашему мнению, на более низкое качество прокладки в поршне насоса, по сравнению с более ранними версиями горелок. Нам показалось, что эта прокладка более мягкая, и, следовательно, больше подвержена износу. Приблизительно на пятнадцатый день похода мы заметили, что один из насосов, не нагнетает давление должным образом, а разобрав его, мы увидели сильнодеформированную прокладку, которая уже тяжело поддавалась восстановлению. С другой горелкой этого не произошло, т.к. оказалось, что один из участников на своём дежурстве дополнительно смазал насос силиконовой смазкой, идущей в комплекте с горелкой. Не знаю, написано ли про это в инструкции, мы её не читали, но перед началом использования насоса крайне желательно произвести его дополнительную смазку. К счастью, запасная горелка у нас лежала в заброске на Южном Иныльчеке.

Был ещё один момент, когда при топке снега горелка начинала тухнуть, но, как позже выяснилось, дело было в выпуклом дне нашей облегчённой скороварки. Получалось, что влага конденсировалась на наружных стенках кастрюли и стекала по выпуклому дну прямо на рассекатель. Исправилось это достаточно легко. Пару метких ударов бойком ледоруба по дну скороварки решили проблему, и лишили команду отличной темы для разговоров об особенностях протекания физических процессов. Других проблем нам горелки особо не доставляли.

К концу похода мы обратили внимание, что у всех горелок, в местах крепления рассекателя пламени к внутренней чаше, наблюдается сильная деформация этой самой чаши. Из круглой, чаша стала более походить на треугольную. Вновь собранный совет знатоков пришёл к выводу, что виной этому является крепление трёхконечного рассекателя. Для того, чтоб рассекатель не терялся, одна из его сторон закреплена пружиной к внешней чаше. Эта пружина в своём направлении создаёт дополнительное давление. А так как от высокой температуры метал становится более мягким, это и являлось причиной деформация чаши. Исправить это можно было двумя плоскогубцами, но так как на работу горелок это никаким образом не влияло, мы решили ничего не предпринимать, а просто несколько вечеров порассуждать на эту тему с умным видом. Кстати в прошлых версиях рассекатель крепился не пружиной, а стальным кольцом, и таких проблем не возникало. (со стороны производителя эта особенность уже была учтена и во всех последующих партиях горелки идут с исправленной чашкой. Прим. производителя).

У линейки OmniFuel в отличии от MultiFuel есть дополнительный регулятор мощности горения, расположенный непосредственно на трубке испарителя. Он предназначен для более тонкой регулировки мощности горения. Скажу честно, мы его не использовали, так как за счёт скороварки варить на малом огне у нас не было необходимости.

Весь процесс использования горелок был крайне прост. Заправил, накачал давление 10-20 раз, подал топливо, прогрел, повторно подал топливо и вывел горелку на рабочую мощность, и в конце, когда на клаве «встала пипка» (индикатор давления) перевернул баллон в положение OFF и дождался выгорания топлива. Перед переносом горелок желательно слить топливо из баллона, чтоб насос и прокладки меньше контактировали с агрессивной средой. Читал, что пользователи жаловались на шумность работы горелок. Нас в походе данный факт нисколько не напрягал. Даже наоборот приятно, когда ты спишь в тёплом спальнике и сквозь сон слышишь, как ровненько работают горелочки, и дежурный готовит вкусный завтрак.

В завершении хотелось бы добавить, что даже при всех перечисленных выше нюансах, а их не так и много, для нас горелки фирмы Primus пока являются гарантом качества и надёжности, зарекомендовывавшие себя не один десяток раз. Само собой, как и любая техника они могут сломаться, поэтому крайне желательно понимать принцип их работы, знать конструкцию горелок и уметь их разбирать и собирать, испытать их в домашних условиях перед началом использования, с собой в путешествии иметь инструменты и ремнабор с запасными прокладками для насоса, а также человека (а лучше несколько – для ведения научной полемики) с руками, растущими из плеч. Ещё раз подчеркну, что нисколько не приуменьшаю качества других горелок, так как с ними не сталкивался.

Текст: Жидков Денис. Фото: Романенков Сергей.

 

Кант в соцсетях